[P] Economic Systems
Судя по оптимистическому отчету, который представил депутатам Думы министр обороны, ситуация в армии контролируется, а дела с оружием и зарплатами военных улучшаются. При этом военный бюджет с каждым годом становится все более закрытым, и судить о том, как военное начальство распределяет выделенные деньги, все труднее. К концу года будет завершена федеральная программа по переводу части войск на контракт. За счет чего выполняется план набора контрактников в части постоянной готовности и как выглядит сейчас рекламируемая министром накопительная ипотечная система обеспечения жильем?
Количество призываемых сокращается медленнее, чем растет комплектование частей постоянной готовности.
Несмотря на произошедшее повышение окладов военнослужащих, денежное довольствие остается самым больным местом. На сегодняшний день верхушка военных получает в 15 раз больше, чем солдат-контрактник. Такой разрыв между доходами самых бедных и самых богатых плох и в гражданской сфере, но в военной он в несколько раз хуже, поскольку степень риска и трудностей у солдата зачастую выше, чем у генерала. Самое неприятное в денежном довольствии то, что надбавка к основным окладам (по должности и за звание), которую получают высшие генералы, в 10 раз больше самого оклада по должности. А надбавка рассчитывается исходя из величины оклада. Если мы увеличиваем оклад солдату-контрактнику на 15%, то денежное довольствие генералу армии возрастает в полтора раза. Такая политика недопустима.
Что касается проблемы оснащения армии современным оружием, вначале нужно набрать людей, которые будут правильно, бережно, заинтересованно обращаться с техникой. Их численность может быть меньшей, чем численность призванных, потому что боеспособность выше. Последние несколько лет степень засекреченности наших военных расходов только возрастает. Нет общественного контроля. И парламентский контроль – слабее некуда. Президент вынужден был передать функции заказчика новому агентству только потому, что в прежней системе сложилась коррупционная практика откатов, завышения цен. Количество денег, направленных на вооружение, растет, а количество приобретаемой за эти деньги техники пропорционально не увеличивается.
Накопительная ипотечная система вводилась в дополнение к действующим системам – а в перспективе и на замену им – только для молодых офицеров, сержантов и солдат-контрактников. Считалось, что с теми, кто поступил на службу до 2005 года, надо рассчитаться по прежней схеме, т.е. в период службы должно предоставляться служебное жилье, а тем, кто завершает службу, – предоставлять, как положено по закону, жилье в собственность. В рамках программы НИС было предусмотрено, что на счете военнослужащего накапливаются средства, а после определенного срока он приобретает право вступить в ипотеку, внеся накопленные на его имя средства в качестве первоначального взноса. В дальнейшем государство должно погашать ипотечный кредит. Такой механизм был прописан, но он еще не начинал действовать. Сейчас его собираются запустить, но не для всех, а для первых 200 лейтенантов, чтобы на них отработать систему.
В.И. Цымбал – д.т.н., зав. лабораторией военной экономики