Social Economy
22 октября 2007 г. Минфин России внес в Правительство РФ поправки в федеральный бюджет 2007 г., согласно которым и прогнозируемые доходы, и запланированные непроцентные расходы (без учета средств, подлежащих зачислению в Стабфонд) увеличены на 0,9 п.п. ВВП.
Ожидаемый рост доходов федерального бюджета преимущественно связан с продолжающейся динамикой повышения мировых цен на топливные ресурсы и в гораздо меньшей степени с ускорением темпов роста ВВП страны. Следовательно, в результате роста поступлений от НДПИ и таможенных пошлин, а также прямых налогов, уплачиваемых предприятиями добывающего сектора экономики, происходит дальнейшее изменение структуры доходов федерального бюджета в сторону увеличения доли конъюнктурной составляющей, что в свою очередь повышает риски финансовой стабильности всей бюджетной системы страны в среднесрочной перспективе.
В то же время дополнительно полученные конъюнктурные доходы (порядка 300 млрд руб.) запланировано израсходовать на инвестиционные цели: посредством увеличения капитала действующих институтов развития (Инвестиционный фонд, Фонд нанотехнологий и другие) предполагается содействовать развитию производственной инфраструктуры российской экономики и ряда высокотехнологичных отраслей, относимых Правительством к категории «приоритетных», а в конечном счете – активизации экономического роста в стране. Важно отметить, что в результате выделения этих средств общий объем финансирования институтов развития в 2007 г. увеличился почти вдвое и составляет в настоящий момент 640 млрд руб.
В этой связи совершенно оправданным, с точки зрения антиинфляционной политики, является желание Минфина РФ «тратить средства институтов развития равномерно в течение трех-четырех лет», чтобы не создавать дополнительное инфляционное давление на рубль за счет стремительного наращивания расходов непроцентного характера темпами, опережающими темпы роста ВВП, в течение одного финансового года.
Соколов И.А. – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики