Analysis of state expenditures on road facilities (International Bank of Reconstruction and Development, 2002)

В июне-декабре 2002 года Институтом экономики переходного периода совместно с ЗАО Генинжконсалт выполнялся проект Всемирного банка "Анализ государственных расходов на дорожное хозяйство" по заказу Министерства финансов и Министерства транспорта (Росавтодора) РФ. В рамках исследований по проекту основное внимание было уделено следующим вопросам:
  • оценка потребностей в расходах на дорожное хозяйство на период 2003-2007 годы по статьям расходов: содержание, ремонт, реконструкция и строительство;
  • анализ распределения полномочий по управлению и финансированию дорожного хозяйства между различными уровнями бюджетной системы, а также основных принципов распределения целевой финансовой помощи;
  • совершенствование системы закупок для нужд дорожной отрасли и контроль за их реализацией, анализ и разработка направлений сокращения затрат на проведение дорожных работ путем совершенствования системы закупок для государственных нужд и контроля за их выполнением;
  • оценка перспектив и подготовка рекомендаций по мобилизации дополнительных средств для финансирования дорожного хозяйства.

В рамках работ по проекту был подготовлен обзор ситуации и анализ динамики основных показателей развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, включая определение последних тенденций, обуславливающих развитие этих отраслей в ближайшие годы. Кроме того, был проведен анализ системы финансирования дорожного хозяйства в 1999-2001 гг., динамики доходов и расходов на дорожное хозяйство из федерального и региональных бюджетов (федерального и территориальных дорожных фондов) и др.

В ходе исследований была подготовлена методология оценки нормативов расходных потребностей в финансировании дорожного хозяйства, включая определение основных эффектов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры, а также методология анализа выгод и издержек. Также были проведены расчеты нормативов расходных потребностей на период 2003-2007 гг. по предложенной методологии на основе анализа выгод и издержек по HDM-модели и на основе эконометрического моделирования.

Работа по проекту также включала анализ распределения полномочий по финансированию и управлению автомобильными дорогами общего пользования по уровням бюджетной системы, анализ федерального и регионального (по пилотным регионам) законодательства по закупкам товаров, работ и услуг для государственных нужд, а также обзор конкурентной ситуации в отрасли дорожного хозяйства в пилотных регионах и оценку экономического эффекта от использования системы конкурсных торгов.

В результате проведенных исследований сформулированы предложения по повышению эффективности расходов на дорожное хозяйство.