Екатерина Папченкова выступила на XIII Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ)

Екатерина Папченкова выступила на XIII Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ)
XIII Петербургский международный юридический форум (ПМЮФ)

19 мая 2025 года директор Центра доказательной экспертизы Института Гайдара Екатерина Папченкова приняла участие в XIII Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) в г. Санкт-Петербурге. Крупнейшая площадка объединила представителей юридического, предпринимательского и правоохранительного сообществ по вопросам права в интересах граждан, бизнеса, совершенствования правоприменительной практики, продвижения законодательных инициатив в целях развития правовой культуры и регулирования социально-экономической сферы в современных условиях.

В рамках сессии «Новая занятость: вызовы и возможности платформенной экономики» Екатерина Папченкова рассказала о значимой роли платформенной составляющей в национальной экономике. Говоря о платформенной занятости необходимо учитывать, что современный рынок труда в России сталкивается с серьезным вызовом — высокой долей теневой занятости. В структуру теневой занятости входит, в частности, неофициально трудоустроенные, заемный труд в скрытых формах (то есть оформление работников через компании-посредники, не зарегистрированные как ЧАЗ). В 2025 г. объем рынка скрытого заемного труда оценивается в 11,4 трлн рублей, количество занятых при этом составляет 13,9 млн человек.

Как отмечается в докладах ОЭСР и Всемирной организации труда платформенная занятость имеет большой потенциал формализации занятости, если занятые на платформах регистрируются как самозанятые и являются таким образом частью формального сектора. Для транзакционных цифровых платформ характерна прозрачность транзакций между заказчиками и исполнителями и наличие цифровых следов, что помогает отслеживать каждую транзакцию на платформе и сокращать теневую занятость. Также платформы задействуют в своей работе ИТ-алгоритмы чтобы исключать риски трудовых отношений и вовремя сигнализировать о их наличии. Также платформы могут создавать стимулы и условия для добровольного социального обеспечения самозанятых. В таком качестве платформы могут выступать не просто как объект регулирования, а как со-регулятор и партнер государства в обелении рынка труда и создании прозрачной правовой среды. Регулирование платформенной занятости должно учитывать данный потенциал цифровых платформ. С одной стороны, создавать стимулы для платформы для перехода в транзакционную модель (т. е. проведение платежей между исполнителями и заказчиками). С другой стороны, по мере усиления контроля платформы за исполнителем — вводить дополнительные ограничения и обязанности в целях пресечения рисков сокрытия трудовых отношений.

Вторник, 20.05.2025