19 мая 2025 года директор Центра доказательной экспертизы Института Гайдара Екатерина Папченкова приняла участие в XIII Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) в г. Санкт-Петербурге. Крупнейшая площадка объединила представителей юридического, предпринимательского и правоохранительного сообществ по вопросам права в интересах граждан, бизнеса, совершенствования правоприменительной практики, продвижения законодательных инициатив в целях развития правовой культуры и регулирования социально-экономической сферы в современных условиях.
В рамках сессии «Новая занятость: вызовы и возможности платформенной экономики» Екатерина Папченкова рассказала о значимой роли платформенной составляющей в национальной экономике. Говоря о платформенной занятости необходимо учитывать, что современный рынок труда в России сталкивается с серьезным вызовом — высокой долей теневой занятости. В структуру теневой занятости входит, в частности, неофициально трудоустроенные, заемный труд в скрытых формах (то есть оформление работников через компании-посредники, не зарегистрированные как ЧАЗ). В 2025 г. объем рынка скрытого заемного труда оценивается в 11,4 трлн рублей, количество занятых при этом составляет 13,9 млн человек.
Как отмечается в докладах ОЭСР и Всемирной организации труда платформенная занятость имеет большой потенциал формализации занятости, если занятые на платформах регистрируются как самозанятые и являются таким образом частью формального сектора. Для транзакционных цифровых платформ характерна прозрачность транзакций между заказчиками и исполнителями и наличие цифровых следов, что помогает отслеживать каждую транзакцию на платформе и сокращать теневую занятость. Также платформы задействуют в своей работе ИТ-алгоритмы чтобы исключать риски трудовых отношений и вовремя сигнализировать о их наличии. Также платформы могут создавать стимулы и условия для добровольного социального обеспечения самозанятых. В таком качестве платформы могут выступать не просто как объект регулирования, а как со-регулятор и партнер государства в обелении рынка труда и создании прозрачной правовой среды. Регулирование платформенной занятости должно учитывать данный потенциал цифровых платформ. С одной стороны, создавать стимулы для платформы для перехода в транзакционную модель (т. е. проведение платежей между исполнителями и заказчиками). С другой стороны, по мере усиления контроля платформы за исполнителем — вводить дополнительные ограничения и обязанности в целях пресечения рисков сокрытия трудовых отношений.