Делегация ИЭПП в Республике Кыргызстан

Делегация экспертов Института экономики переходного периода в составе П.А. Кадочникова, И.В. Трунина, К.Э. Яновского и В.В. Онищенко посетила г. Бишкек, Кыргызская Республика, в период с 27 по 30 октября 2003 г.[1]

Основными целями данной поездки являлось обсуждение подготовленных в начальный период реализации проекта предложений в области разработки стратегии налоговой реформы, дерегулированию экономики, результатов анализа денежно-кредитной политики, а также согласование основных направлений сотрудничества между Институтом экономики переходного периода и Правительством Кыргызской Республики (КР) на среднесрочную перспективу. В рамках оказания технического содействия властям Кыргызской Республики в области дерегулирования экономики представитель делегации К.Э. Яновский принял участие в Форуме по техническому регулированию, который проводился 30 октября в г. Бишкек с участием Президента КР А.А. Акаева.

В ходе поездки были проведены встречи со следующими представителями кыргызских властей:
  • Оторбаев Д.К., Вице-премьер КР, Специальный представитель Президента КР по привлечению иностранных инвестиций;
  • Хасанов Р.Ф., Заместитель Специального представителя Президента КР по привлечению иностранных инвестиций, руководитель секретариата;
  • Исмаилов М.А., Заместитель министра финансов КР;
  • Абдуманапов Э.С., Член правления Национального банка КР;
  • Абдыкалыков О.А., Заместитель председателя Социального фонда КР;
  • Касымалиев А.А., Заместитель председателя Комитета по доходам Министерства финансов КР;
  • Ишалина Д., начальник Управления доходов Министерства финансов КР;
  • Асангулов К.К., начальник Бюджетного департамента Министерства финансов КР;
  • Mokhtari M., Hoitink A., Проект фискальной реформы USAID:
  • сотрудники Министерства финансов и Комитета по доходам КР, эксперты по дерегулированию и административной реформе, участвующие в проектах USAID в КР.

В ходе встреч был представлен подготовленный экспертами ИЭПП проект основных положений Стратегии налоговой реформы в Кыргызской республике, а также аналитические материалы по другим темам – денежно-кредитной политике и дерегулированию. С учетом замечаний, представленных кыргызской стороной на предыдущих этапах обсуждения, проект основных положений Стратегии налоговой реформы был одобрен на уровне экспертов. Доработанный по итогам проведенных консультаций проект документа был направлен на согласование заместителю Председателя Правительства КР Д.К.Оторбаеву. Одновременно была достигнута договоренность о подготовке краткого варианта проекта основных положений стратегии для его обсуждения на исполнительном (executive) уровне.

Помимо этого, особое внимание в ходе проведенных консультаций уделялось обсуждению возможных направлений оказания содействия Кыргызской республике в области развития независимых институтов экспертного сообщества.

Налоговая политика. Основное внимание в ходе встреч с представителями кыргызских властей уделялось рассмотрению ситуации в области налоговой политики с целью доработки Стратегии налоговой реформы в КР, а также конкретных мер в области реформирования налоговой системы. Основные характеристики налоговой системы Кыргызской республики были проанализированы нами в рекомендуемом к внедрению проекте основных положений Стратегии налоговой реформы в Кыргызской республике, поэтому ниже мы остановимся на тех особенностях кыргызской налоговой системы, которые проявились в ходе проведенных консультаций.

1. Введение бланков строгой отчетности счетов-фактур (secure VAT invoices)

Начало деятельности ИЭПП по оказанию технического содействия Кыргызской республике (май 2003 года) совпало с введением в стране нового инструмента администрирования налога на добавленную стоимость – бланков строгой отчетности счетов-фактур. В ходе визита делегация попыталась получить представление о предварительных итогах такой меры.

Бланки счетов-фактур, применяемых в целях исчисления обязательств по налогу на добавленную стоимость, выдаются налогоплательщикам в районных налоговых инспекциях, при этом первую партию документов (не менее 100 экземпляров) получает директор предприятия, последующие партии выдаются по доверенности. Стоимость одного бланка составляет от 4,5 до 6 сомов (от 0,1 до 0,15 долл. США) в зависимости от размера бланка (количества позиций товаров (работ, услуг), которое можно отразить в счете-фактуре). За май-сентябрь 2003 года было выдано около 850 тыс. комплектов счетов-фактур, при этом было утеряно около 400 штук (при утере бланков счетов-фактур налогоплательщик обязан опубликовать реквизиты этих бланков в открытых информационных источниках, а суммы НДС, указанные в таких счетах-фактурах, не принимаются к вычету).

Практически все участники встреч отметили, что к настоящему моменту система бланков строгой отчетности счетов-фактур работает практически без проблем, которые наблюдались в начале введения такой системы (нехватка бланков счетов-фактур в налоговых инспекциях, неосведомленность налогоплательщиков о принципах функционирования новой системы). Вместе с тем, за время, прошедшее с начала функционирования новой системы первых результате снизилось число предприятий – плательщиков НДС. На момент визита в РК не существовало отчетных данных о поступлениях налогов в бюджет, однако, по словам представителей Комитета по доходам КР, наблюдается увеличение начисленного к уплате налога на добавленную стоимость, снижение сумм налога, предъявляемых к вычету, в результате чего наблюдается рост доходов бюджета от налога на добавленную стоимость. Однако при этом наблюдается рост поступлений по остальным налогам, что позволяет предположить существование иных факторов роста доходов от НДС, чем введение бланков строгой отчетности счетов-фактур. Кроме того, вместе с введением использования счетов-фактур как бланков строгой отчетности была введена уплата НДС для крупных сельскохозяйственных производителей, что не позволяет на основании имеющихся статистических данных утверждать, что отмеченный рост налоговых доходов является следствием введения системы использования счетов-фактур как бланков строгой отчетности.

Очевидно, что в дальнейшем необходимо углубленное исследование предварительных результатов использования такого инструмента налогового администрирования, как бланки строгой отчетности счетов-фактур. В частности, по итогам 2003 года планируется провести анализ статистических данных о налоговых поступлениях за 2003 год по поступлениям различных налогов в бюджетную систему, о количестве налогоплательщиков, характеристик новой системы счетов-фактур как бланков строгой отчетности, тенденциях в сумме налоговых вычетов (tax credits) и возмещения НДС из бюджета (refund). Кроме того, планируется провести серию интервью с сотрудниками Министерства финансов КР, Комитета по доходам КР, сотрудниками налоговых инспекций с целью оценки эффекта новой системы с точки зрения снижения масштабов уклонения от налогообложения. Конкретные рекомендации по подготовке системы оценки эффектов введения перехода к использованию бланков строгой отчетности счетов-фактур будут обсуждаться в рамках совместного российско-кыргызского семинара в декабре 2003 года.

2. Возможность введения плоской шкалы подоходного налога

Второй важной темой для обсуждений основных направлений налоговой политики с представителями кыргызских властей являлось реформа подоходного налога с физических лиц и платежей в социальный фонд.

В частности, в ходе предыдущего визита в КР в июне 2003 года представители КР высказывали заинтересованность в оценке перспектив использования российского опыта по введению плоской ставки подоходного налога в Киргизии. Нами были произведены предварительные оценки, результаты которых изложены в соответствующих аналитических материалах, однако эксперты ИЭПП, проводившие такую оценку, высказали сомнения в достоверности имевшихся в нашем распоряжении статистических данных о распределении налогоплательщиков по доходным группам. В результате встреч с руководством Комитета по доходам КР достигнута договоренность, что такие данные по запросу ИЭПП будут извлечены из деклараций налогоплательщиков о базе налога, вычетах и поступлениях, представленных в 1999-2003 гг., и направлена в ИЭПП в кратчайшие сроки.

В ходе проведенных встреч выяснилось, что в фактически сложившихся условиях значительная часть налогоплательщиков либо не платит подоходный налог, пользуясь действующими вычетами на самого налогоплательщика и его иждивенцев, либо уплачивает налог по минимально возможной ставке 10%. Налогоплательщики с высокими доходами, уплачивающие налог по ставке 20%, представлены, главным образом, работниками предприятия Кумторзолото, а также сотрудниками крупных компаний, образованных с участием иностранных компаний (банки, финансовые и телекоммуникационные организации). Более подробные расчеты, обосновывающие размер единой ставки подоходного налога и размер налоговых вычетов, будут представлены по мере получения соответствующих статистических данных.

Вместе с тем, необходимо отметить, что получение требуемых статистических данных (о структуре налогоплательщиков, уплачивающих подоходный налог по различным ставкам) может не сказаться на точности оценок возможного размера плоской ставки подоходного налога. Во-первых, значительная категория налогоплательщиков исполняет свои налоговые обязательства в рамках системы добровольных патентов, а следовательно (как показано в проекте основных положений Стратегии налоговой реформы), не охвачена системой налоговой статистики. Во-вторых, основная часть налогоплательщиков, которая в настоящее время уплачивает подоходных налог по ставке 10%, фактически уплачивает его по плоской ставке. Учитывая немногочисленность налогоплательщиков, уплачивающих подоходный налог по ставке 20%, даже получение данных об их точной численности и размере налоговой базы не способно оказать существенное воздействие на результаты оценок.

3. Возможность введения регрессивной шкалы социального налога.

Помимо реформирования подоходного налога с физических лиц интерес для кыргызской стороны представляет также российский опыт введения регрессивной шкалы ставок единого социального налога. Между тем, ранее нами указывалось, что детальные предложения в области реформирования отчислений в социальные фонды могут быть представлены только по мере получения определенности в области дальнейшего развития системы социального и пенсионного обеспечения.

В настоящее время платежи в Социальный фонд КР обираются непосредственно районными отделениями Социального фонда на счета в коммерческих банках. При этом налоговые органы (Комитет по доходам РК) могут осуществлять проверки уплаты социальных платежей налогоплательщиками, а к 2006 году функции сбора социальных платежей планируется полностью передать налоговым органам[2].

Социальный фонд в настоящее время получает существенные трансферты из Республиканского бюджета – на выплату пенсий военнослужащим, пенсий до достижения пенсионного возраста и надбавок льготникам (по категориям, – жители высокогорных районов, многодетные матери, надбавки участникам Великой отечественной войны, участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и др.). Кроме того, с 1 июня 2002 года за счет средств Республиканского бюджета предусмотрены надбавки к пенсии на компенсацию расходов на увеличение тарифа на электроэнергию.

Одновременно с налоговой реформой и совершенствованием системы администрирования платежей в Социальный фонд в Кыргызской Республике в настоящее время проводится пенсионная реформа. Одной из существенных мер, проводимых в КР, является увеличение пенсионного возраста с 1999 года ежегодно на 4 месяца. Предполагается, что к 2007 году пенсионный возраст составит 63 года для мужчин и 57 лет для женщин.

Среди основных проблем, стоящих перед системой платежей в Социальный фонд в Кыргызской республике, в ходе встреч отмечалась необходимость вовлечения в данную систему сельскохозяйственных производителей, которые в настоящее время практически выведены из нее.

4. Платежи за пользование недрами, экологические налоги

Реформирование платежей за пользование природными ресурсами в Республике в значительной степени осложнено тем обстоятельством, что основная часть доходов от налога на воспроизведение минерально-сырьевой базы (около 90% от общего объема поступлений), а также от роялти и бонусов поступает от единственного налогоплательщика – предприятия Кумторзолото, основные принципы налогообложения которого закреплены в соглашении о разделе продукции. Соответственно, реформа этих налогов требует или пересмотра соглашения о разделе продукции (что является политическим решением)[3], или выборочных переходных положений реформированного законодательства для отдельных налогоплательщиков (т.е. проведение реформы для всех налогоплательщиков, за исключением предприятия Кумторзолото).

Несмотря на тот факт, что действующие в Республике налоги с оборота не относятся к числу платежей за пользование природными ресурсами, проблема их реформирования также связана со взаимоотношениями с предприятием Кумторзолото. Соответствующее соглашение о разделе продукции предусматривает уплату данным предприятием оборотных налогов, в случае если в результате реформы налоговой системы налоги с оборота будут отменены, содержащаяся в соглашении "дедушкина оговорка" (grandfathering) не позволит заменить данные налоги иными налоговыми платежами. Тем не менее, кыргызским властям было рекомендовано приступить к рассмотрению возможностей исключения налогов с оборота из налоговой системы. В ходе проекта планируется оказание технического содействия в этом вопросе.

Также в настоящее время в Кыргызской Республике существует система сборов, доходы от которых поступают в бюджет Министерства по чрезвычайным ситуациям КР, которое имеет возможность распоряжаться соответствующими доходами по собственному усмотрению. Одним из направлений по реформированию данной системы было предложение ввести единый экологический налог, заменяющий данные сборы, доходы от которого будут зачисляться в государственный бюджет.

В качестве одного из вариантов также обсуждалась возможность введения платы за воду. Однако, ситуация существенно осложнена тем, что введение платы за воду для предприятий гидроэлектроэнергетики может вызвать повышение тарифа на электроэнергию. В ходе встреч было рекомендовано произвести оценку положительных и отрицательных последствий введения платы за воду и повышения тарифов на электроэнергию. Было высказано мнение, что несмотря на возможность роста энергетических тарифов выгоды от введения платы за воду могут превысить издержки от роста энерготарифов. Также в ходе встреч отмечалось, что среди пользователей водными ресурсами из водохранилищ, расположенных на территории Республики, существенную долю занимают сопредельные государства. При существенном повышении платы за воду (что представляется необходимым с целью увеличения роли данного платежа в бюджетных доходах, что, по нашему мнению, является целесообразным) возможно ограничение потребления воды пользователями сопредельных государств, что может повлечь за собой возникновение дополнительных проблем с использованием воды водохранилищ. С другой стороны, необходимо принимать во внимание, что плата за воду не является налогом, а представляет собой пользовательский платеж (user charge). Соответственно, повышение бюджетных доходов от платы за воду в регионе с дефицитом водных ресурсов может значительно повысить эффективность налоговой системы.

5. Свободные экономические зоны.

В ходе встреч с представителями Министерства финансов КР нашел подтверждение вывод экспертов ИЭПП о том, что одной из основных проблем с администрированием акцизных налогов являются налоговые льготы участникам свободных экономических зон. В настоящее время в Республике действуют 4 свободные экономические зоны: Бишкек, Нарын, Маймак и Каракол. Из перечисленных СЭЗ необходимый режим, противодействующий уклонению от налогообложения (локальный характер СЭЗ, контроль за перемещением товаров между территорией СЭЗ и остальной территории страны), действует лишь в отношении свободной экономической зоны "Бишкек". Прочие свободные экономические зоны занимают территорию районов или областей, при этом реализация подакцизных товаров на территории СЭЗ не облагается акцизами. Очевидно, что в отсутствие контроля за перемещением товаров создаются стимулы для уклонения от налогообложения акцизами, которые реализуются с использованием некоторых СЭЗ.

В последнее время были предприняты попытки отмены льгот по этим товарам, которые, однако, не имели успеха из-за сильного противодействия в Парламенте КР. Единственным ограничением, которое было введено в КР, является запрет на предоставление налоговых льгот новым предприятиям – участниками СЭЗ. Однако, по оценкам представителей Комитета по доходам, такая мера оказалась малоэффективной.

В ходе визита кыргызским властям было рекомендовано продолжить политику по сокращению предоставления налоговых льгот участникам свободных экономических зон. По мнению экспертов ИЭПП, политика в области налогообложения участников свободных экономических зон должна развиваться по одному из двух направлений:
  • сокращение числа свободных экономических зон с отменой налоговых льгот их участникам;
  • локализация свободных экономических зон и создание условий, противодействующих использованию подакцизных товаров за пределами СЭЗ.

6. Введение налога на недвижимость.

Одной из актуальных проблем, возможные подходы к решению которой обсуждались в ходе проведенных встреч, является проблема введения налога на недвижимость. Данный налог будет введен в стране, начиная с 2004 года, при этом данный налог будет введен исключительно в городах, а базой налогообложения будет являться оценочная стоимость недвижимого имущества (без учета земли, для собственников которой на первом этапе будет продолжать действовать земельный налог). На данный момент предполагается, что оценкой недвижимого имущества в целях налогообложения будет заниматься специально уполномоченный Правительством орган (Госкомрегистр) с привлечением независимых оценщиков. Оценка стоимости недвижимого имущества будет производиться в соответствии со следующими методами: доходный, затратный и метод восстановительной стоимости.

В настоящее время разрабатывается проект положения об оценке недвижимости. Необлагаемый минимум в Бишкеке составляет 500 тыс. сомов, для других городов – разрабатываются понижающие коэффициенты.

Предполагается, что налог на недвижимое имущество будет функционировать как местный налог (местные органы власти будут иметь возможность устанавливать налоговую ставку в размере от 0 до 0,35% для жилой недвижимости и от 0 до 0,45% для производственной недвижимости). Однако участники обсуждений отмечали низкую активность местных властей (в настоящее время большинство муниципальных образований КР получают основную долю бюджетных доходов в виде дотаций) в вопросе содействия введению налога на недвижимое имущество, что усугубляется отсутствием стимулов для участия местных властей в оценке налоговой базы.

По итогам дискуссий экспертами ИЭПП было рекомендовано строить государственную политику налогообложения недвижимости, создающую стимулы для активного участия муниципальных властей в системе налогообложения недвижимости. При этом необходимо иметь в виду, что передача местным властям полномочий в области налогообложения недвижимости является важнейшим элементом эффективной децентрализации, проводимой в настоящее время в Кыргызской республике.

7. Система налогообложения малого бизнеса в виде добровольных патентов.

Как уже указывалось нами в проекте основных положений Стратегии налоговой реформы в Кыргызской республике, одним из главных каналов уклонения от налогообложения в настоящее время в КР является система налогообложения малого бизнеса в виде добровольных и обязательных патентов, приобретение которых не предполагает ведения учета и уплату каких-либо иных налогов. При этом, несмотря на то обстоятельство, что формально плата за патент рассчитывается, исходя из предполагаемого дохода предприятия, даже проведение проверки и обнаружение значительного превышения получаемого дохода над величиной, используемой для расчета величины патента, не может привести к существенным санкциям для налогоплательщика, т.к. налоговые органы не располагают полномочиями по восстановлению учета и доначислению суммы неуплаченного налога.

С целью совершенствования системы налогообложения в виде добровольного и обязательного патентирования во время визита в Бишкек обсуждалась возможность принятия решения об обязательном использовании контрольно-кассового оборудования всеми предприятиями розничной торговли, а также о сокращении видов деятельности, занятие которыми дает возможность перейти на режим добровольного патентирования.

По результатам встреч экспертами ИЭПП были еще раз высказаны рекомендации, содержащиеся в проекте основных положений Стратегии реформирования налоговой системы, о рассмотрении возможные варианты скорейшего отказа от использования системы добровольного патентирования в ее существующем виде. Помимо этого предложения о обязательном использовании контрольно-кассового оборудования всеми предприятиями розничной торговли, как и прочие меры, направленные на внедрение принципов обязательного ведения учета всеми участниками хозяйственной деятельности, нашли полную поддержку экспертов ИЭПП.

В целом, по итогам обсуждения налоговой проблематики с представителями кыргызских властей следует отметить, что снижение налогового бремени в Киргизии в виде перехода к плоской ставке подоходного налога, введения регрессивной шкалы платежей в социальный фонд, снижения ставок прочих налогов может не привести к эффектами, аналогичным наблюдавшимся в России. В настоящее время в КР существует несколько практически легальных способов уклонения от налогообложения, характеризующихся относительно низкими затратами (в качестве основного способа можно назвать систему добровольных патентов). При этом маловероятно, что снижение ставки подоходного налога в отсутствие иных мер по реформированию налоговой системы способно привести к возникновению ситуации, при которой уплата налога будет менее затратной, чем уклонение от налогообложения с применением существующих способов. Поэтому политика по снижению налогового бремени в Кыргызской республике должна сопровождаться принятием мер по реформированию налоговой системы, эффективно противодействующих низкозатратному уклонению от налогообложения.

С сотрудниками Правительства КР и Министерства финансов КР обсуждался также вопрос необходимости принятия нового Налогового кодекса КР. Практически всеми участниками дискуссий было отмечено, что действующее налоговое законодательство является крайне несовершенным, однако принятие нового Налогового кодекса, по мнению сотрудников государственного аппарата и независимых экспертов, вряд ли будет способно радикально улучшить ситуацию, т.к. в ходе политического процесса, сопровождающего принятие данного документа, его качество может значительно снизиться. В результате, более эффективным представляется постепенное совершенствование действующего Налогового кодекса.

По итогам визита и состоявшихся обсуждений участники встреч согласились с рекомендациями экспертов ИЭПП и высказали пожелания о продолжении работы с целью подготовки предложений ИЭПП к практическому внедрению. Для обсуждения доработанных документов в области налоговой реформы и способов внедрения разработанных рекомендаций была достигнута договоренность о проведении в декабре 2003 года российской-кыргызского семинара с участием сотрудников Правительства КР и Министерства финансов КР, ответственных за принятие решений в области налоговой политики.

Макроэкономика и денежно-кредитная политика. В ходе исследования основных проблем экономики Кыргызстана, начатого летом 2003 года, экспертами ИЭПП было отмечено низкое значение денежного мультипликатора. По итогам встреч в Национальном Банке Кыргызской Республики была выдвинута гипотеза, что в значительной степени такое явление объясняется высокой долей сельского населения в общей численности населения страны, а также с высокой степенью развития индивидуального предпринимательства в городах. Такие характеристики экономической системы создают стимулы для преимущественного использования наличных денег в расчетах, а также не способствуют развитию банковской системы в Республике. В качестве объяснения тому, что при существенном росте денежной базы в последние годы (более 30% в год) инфляция невысока (менее 10%), можно привести рост спроса на наличные сомы в сфере малого предпринимательства и внешней торговли – более высокая инфляция в Казахстане и развитая торговля стимулируют использование сома в качестве оборотной валюты. Данный вопрос будет дополнительно изучен в ходе дальнейшего исследования.

В качестве основных приоритетов для дальнейшей работы в данной области участниками были сформулированы следующие проблемы. Во-первых, оценка реального обменного курса сома по отношению к валютам стран – основных торговых партнеров, реального эффективного обменного курса сома, а также оценка влияния изменения реального обменного курса сома на экспорт из и импорт в КР. Во-вторых, анализ и оценка причин увеличения резервов Национального банка КР на фоне укрепляющегося реального курса сома по отношению к доллару США и отрицательного сальдо текущих операций платежного баланса. По мнению кыргызских властей, рост реального обменного курса сома создает проблемы для экономического развития страны.

Бюджетная политика и децентрализация бюджетной системы. В ходе прошедшего визита в Кыргызскую республику особое внимание было уделено разработке рекомендаций по решению текущих проблем в области реформирования бюджетной политики и проведения децентрализации бюджетной системы, т.к. данные проблемы были обозначены представителями кыргызских властей в качестве одного из приоритетов экономической политики в государстве.

Необходимо отметить, что бюджетная система Кыргызской Республики является унитарной, состоящей из 4 уровней: собственно республиканского бюджета, бюджетов 7 областей, бюджетов районов и бюджетов поселений. В 2003 году были предприняты первые попытки проведения децентрализации бюджетной политики, в частности, принят закон «О финансово-экономических основах местного самоуправления». Предполагается, что в конце 2003 – начале 2004 года будет проведено разграничение расходных полномочий между республиканским и местными бюджетами. При этом, однако, не предполагается проведение в ближайшие годы какой-либо децентрализации политики формирования бюджетных доходов (фискальной политики).

При оказании финансовой помощи местным бюджетам используются 3 вида грантов: категориальные, покрывающие, в частности, 100% зарплаты учителей, определенную часть зарплату врачей, выравнивающие и стимулирующие. Фактически выравнивание местных бюджетов производится по принципу финансирования планового дефицита 12 частями в течение года. Стимулирующие гранты предоставляются, в частности, как со-финансирование произведенных социально важных расходов.

В течение длительного периода времени бюджет КР является дефицитным, финансируемым за счет займов международных финансовых организаций и двусторонних межгосударственных кредитов. Текущие платежи по обслуживанию государственного долга составляют около 5 млн. долларов США в год. Это возможно за счет поддержки программы Правительства со стороны МВФ. В настоящее время ведутся переговоры о реструктуризации и частичном списании долга перед странами-членами Парижского клуба.

Несмотря на видимую жесткость институтов бюджетной политики, закрепленную в каскадном принципе утверждения бюджетов и во внедренной с 1994 года единой системе казначейского исполнения бюджета, фактически до 2002 года сохранялась значительная доля неденежных форм исполнения расходов. В 2003 году осуществлен переход к проведению денежных зачетов. Зачеты составляют до 10% республиканского бюджета. В качестве существенной проблемы присутствует необеспеченность лимитов бюджетных обязательств финансированием в полном объеме.

В дополнение к указанным проблемам, в Кыргызской республике существует избыточный объем расходных «мандатов», связанный с превышающими в 2-3 раза возможности консолидированной бюджетной системы социальными обязательствами государства.

Проведение реструктуризации государственного сектора и сокращения объема расходуемых средств затруднено существованием единой тарифной сетки заработной платы работников бюджетной сферы, высокой стоимостью выходного пособия для государственных служащих и ростом числа создаваемых организаций внутри самого государственного сектора.

По итогам проведенных обсуждений кыргызским властям было рекомендовано принять меры в области бюджетной реформы. В частности, были сформулированы рекомендации по рассмотрению возможных вариантов политики в области разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы, внедрения современных методов управления общественными финансами, перехода на новые принципы осуществления межбюджетных отношений, направленных на создание стимулов для роста эффективности бюджетной политики на субнациональном уровне, развития местного самоуправления.

По результатам поездки были достигнуты следующие договоренности:
  1. Были согласованы приоритеты оказания технического содействия Правительству Кыргызской Республики.
  2. Были согласованы проекты документов, подготовленных экспертами ИЭПП и направления дальнейшей работы.
  3. Была достигнута договоренность о проведении в декабре 2003 года семинара в г. Бишкеке, посвященного актуальным проблемам реформирования кыргызской экономики.

Согласованный с Секретариатом Специального представителя Президента Кыргызской Республики план сотрудничества на среднесрочную перспективу включает в себя следующие основные приоритеты оказания технического содействия:
  1. Налоговая реформа и проблемы экономического прогнозирования:
    • реформирование налогообложения малого бизнеса;
    • реформирование подоходного налога и платежей в социальный фонд;
    • реформирование налога на добавленную стоимость;
    • платежи за пользование природными ресурсами;
    • свободные экономические зоны и акцизное налогообложение;
    • вопросы введения налога на недвижимость.
  2. Дерегулирование экономики:
    • упрощение процедур согласования проектной документации при строительстве объектов жилой и нежилой недвижимости;
    • защита прав предпринимателей при проведении проверок;
    • создание правовой среды функционирования саморегулирующих организаций;
    • совершенствование государственных институтов;
    • разработка условий по формированию базовых институтов, обеспечивающих эффективное применение законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность.
  3. Децентрализация бюджетной системы и бюджетная реформа:
    • разработка концепции реформирования государственного сектора;
    • реформирование межбюджетных отношений;
    • концепция развития местного самоуправления;
    • концепция разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы;
    • реформирование бюджетного процесса.
  4. Административная реформа.
    • анализ функций министерств и ведомств;
    • переход к новым методам финансирования органов государственного управления;
    • разработка методологии проведения углубленных формализованных исследований (обзоров), направленных на анализ проблем эффективности государственной политики в области регулирования хозяйственной деятельности (Regulatory impact analysis, RIA) для законопроектов и проектов постановлений Правительства, указов Президента.
    • разработка комплекса мер по обеспечению прозрачности процесса подготовки и принятия решений.
  5. Содействие развитию местного исследовательского сообщества (local think tanks)
  6. Оказание текущих консультационных услуг Правительству Республики Кыргызстан в следующих областях:
    • денежно-кредитная политика;
    • курсовая политика;
    • анализ тенденций показателей платежного баланса;
    •  оценка масштабов теневого сектора экономики.


[1] Визит был осуществлен в рамках проекта "Техническое содействие странам СНГ".

[2] Следует отметить, что оценки эффективности деятельности Социального фонда в области администрирования соответствующих платежей со стороны самого Социального фонда и Комитета по доходам являются диаметрально противоположными.

[3] Аналогичная проблема имеет место и для оборотных налогов.

Четверг, 30.10.2003