ЦДЭ: К 2026 году доля онлайн-платформ на рынке платных бытовых услуг может вырасти до 28%

ЦДЭ: К 2026 году доля онлайн-платформ на рынке платных бытовых услуг может вырасти до 28%

Весной 2025 года Центр доказательной экспертизы Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара провел исследование рынка платных бытовых услуг в России. Эксперты Центра доказательной экспертизы изучили особенности этого быстрорастущего сегмента, оценили поведение клиентов и исполнителей, выявили различные модели цифрового посредничества на рынке услуг. Они проанализировали применимость принятого летом закона «О платформенной экономике» к разным форматам цифрового посредничества на рынке услуг, сравнили принятые подходы к регулированию в России и за рубежом, а также рассмотрели возможные сценарии регулирования, заложенные в принятом законе.

Анализ основан на данных собственного количественного исследования по многоступенчатой квотированной всероссийской выборке исполнителей услуг, использующих онлайн-сервисы для поиска клиентов (N > 500) и  потребителей услуг, использующих онлайн-сервисы для поиска специалистов (N > 500), на результатах исследования условий работы российских и зарубежных цифровых платформ услуг с исполнителями (N >25), лучших зарубежных практик регулирования, российской правовой архитектуры регулирования платформенной экономики в целом, на данных официальной статистики ФНС и данных СПАРК, а также на накопленном массиве данных команды по платформенной экономике.

Для оценки эффектов от развития рынка услуг ученые использовали авторскую экономико-математическую модель, разработанную аналитиками Центра доказательной экспертизы Института Гайдара.

Согласно данным исследования, в 2024 году объем рынка платных бытовых услуг составил 17,9 трлн рублей, а к 2026 году он может увеличиться до 27 трлн. При этом доля цифровых платформ на рынке платных бытовых услуг в 2024 году составляла 21% (около 3,8 трлн рублей – примерно 2% ВВП России), а к 2026 году может превысить 28% (примерно 7,5 трлн рублей). Причина такой динамики – устойчивая тенденция к переходу клиентов и предпринимателей из оффлайна в онлайн. Авторы исследования отмечают, что на развитие рынка влияют не только спрос и предложение, но и внешние условия: в частности, законодательное регулирование сферы.

Аналитики Центра доказательной экспертизы Института Гайдара выделили две бизнес-модели на рынке цифрового посредничества в сфере услуг – «доски объявлений» (классифайды) и «платформа-менеджер» (цифровая платформа занятости).

Классифайд, выступая в роли «доски объявлений», не участвует в управлении процессом выполнения заказа и, соответственно, не организует его, минимально участвуя в работе исполнителей. К классифайдам могут относиться также транзакционные классифайды, в случае если такие площадки технически проводят оплату между пользователями.

В отличие от классифайдов, цифровая платформа занятости, как «платформа-менеджер», обладает совокупностью признаков. Главным образом, она организует выполнение заказов через

  • Участие в выборе, подборе, назначении исполнителей под каждый заказ с помощью алгоритмов;
  • Влияние на процесс мэтчинга заказа и контроль за его выполнением;
  • Контроль транзакций, включая фиксацию «цифрового следа» всех расчетов;
  • Установление минимальных стандартов качества выполнения заказов.

Наличие критического количества этих признаков позволяет квалифицировать платформу как цифровую платформу занятости. Однако единичные признаки сами по себе не являются достаточным основанием для такой квалификации.

Анализ результата опросов показал, что доля исполнителей, отметивших высокий уровень контроля со стороны платформы, среди пользователей цифровых платформ составляет 61 %, тогда как среди пользователей   классифайдов –32%. Таким образом, степень влияния платформ-менеджеров на исполнителей почти вдвое выше.

Как в России, так и за рубежом нормативная среда постепенно адаптируется к условиям платформенной экономики. Основная тенденция в международной практике – разграничение видов цифровых услуг для регуляторных целей на основании степени контроля платформы услуг над исполнителем или его сделкой с заказчиком.

В России закон «О платформенной экономике» не проводит различий между цифровыми платформами услуг. Это приводит к смешению различных бизнес-моделей и наложению избыточных требований на площадки объявлений, включая транзакционные классифайды.

Авторы исследования подробно проанализировали положения закона, которые могут негативно повлиять на функционирование транзакционных классифайдов и пришли к выводу, что не каждая цифровая платформа является платформой занятости и, как следствие, не должна регулироваться законодательством о платформенной экономике. Для эффективного и справедливого регулирования необходим дифференцированный подход, учитывающий реальную степень вовлечённости платформы в процесс оказания услуг.

Вторник, 02.09.2025