ЦДЭ Института Гайдара о Коммерческих практиках на маркетплейсах: проблемы и способы решений в России и мире

ЦДЭ Института Гайдара о Коммерческих практиках на маркетплейсах: проблемы и способы решений в России и мире

Летом 2025 года в России был принят Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики» (далее – Закон о платформенной экономике), устанавливающий правила для различных коммерческих практик маркетплейсов:

  • содержание и изменение договоров (ст. 5, 12 Закона),
  • санкции (ст. 13, 14 Закона),
  • организацию логистики (ст. 18, 19 Закона),
  • скидки (ст. 9 Закона).

Для установления актуальности и достаточности введенных мер Центр доказательной экспертизы Института Гайдара реализовал серию качественных и количественных полевых исследований среди партнеров марктеплейсов (продавцов и владельцев ПВЗ; выборка составила более 3000 респондетов), изучил зарубежный и российский опыт регулирования, судебную практику, а также на основе авторской математической поведенческой модели провел независимую оценку рыночных последствий нового регулирования.

Отметим, что в целом, все регуляторные положения Закона о платформенной экономике сопровождаются положительными эффектами на деловой климат и  могут принести экономике не менее 5 триллионов рублей дополнительных средств на горизонте 2025–2027 гг.

В рамках проведенных исследований был также протестирован ряд мер, которые обсуждались при разработке закона о платформенной экономике и содержались в других инициативах, но в итоге не вошли в новое регулирование (ограничение на частоту изменения оферты цифровой платформой, запрет взимать штрафы до разрешения спора и пр.). Часть этих мер имеет даже большую поддержку рынка и могли бы внести дополнительный вклад в экономику — каждое из дополнительных регуляторных решений могло бы сгенерировать от 778 млрд до 4,8 трлн руб. дополнительных средств.

Подробнее об эффектах от текущего регулирования и потенциальных дополнений в нашей полной версии отчета.

Вторник, 28.10.2025