Исследование ЦДЭ о регулирование рынка маркетплейсов: российский и международный опыт

Исследование ЦДЭ о регулирование рынка маркетплейсов: российский и международный опыт

Летом 2025 года Центр доказательной экспертизы Института Гайдара провёл исследование, приуроченное к принятию Федерального закона «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации». Исследование было посвящено всестороннему анализу нового закона, международным тенденциям регулирования цифровых платформ — в частности маркетплейсов — а также изучению структуры российского рынка и опыта взаимодействия партнёров и потребителей с крупнейшими площадками.

В июле 2025 г. Россия стала одной из мировых юрисдикций, целенаправленно регулирующих деятельность цифровых платформ, включая маркетплейсы в электронной торговле. Этому способствовало принятие Федерального закона «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации».

Особенности принятого Закона:

  1. Регулирование не концентрируется исключительно на отдельных видах платформ, а охватывает «посреднические цифровые платформы» как родовую категорию и упорядочивает отношения операторов таких платформ с партнерами (продавцами товаров, исполнителями услуг), пользователями (например, потребителями) и иными лицами в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
  2. В Законе даны решения общих проблем платформенного рынка, касающиеся договорного взаимодействия платформы и ее партнеров, изменения условий сотрудничества (договоров) со стороны платформы, порядка доступа к платформе и коммуникации, предоставления сведений со стороны платформы, применения платформой мер ответственности (санкций) в отношении партнеров, порядка рассмотрения жалоб и разрешения споров на платформе.
  3. Закон уделяет внимание контролю при допуске и реализации товаров на маркетплейсах – необходимость отражения информации о подтверждении соответствия товаров техническим регламентам, исполнение требований по маркировке и государственной регистрации, что обязывает маркетплейсы проверять товарные предложения и пресекать нарушения. При этом отдельно выделяются категории товаров, размещение которых маркетплейс не должен допускать
  4. Выделение отдельных видов «посреднических цифровых платформ» в рамках одного системного акта – еще одна особенность принятого отечественного регулирования. В принятой редакции закона выделяются особенности маркетплейсов и платформ занятости, а некоторые проблемы, присущие их деятельности, получили специальные решения.
  5. Маркетплейсы будут подчиняться новым требованиям в отношении, например, нормы о контроле при допуске и реализации товаров на маркетплейсах (необходимость отражения информации о подтверждении соответствия товаров техническим регламентам, исполнение требований по маркировке и государственной регистрации), нормы об установление скидок на товары, логистической инфраструктуры. Платформы занятости, в свою очередь, смогут сотрудничать с исполнителями в гражданско-правовых рамках, информировать партнеров о возможностях усиления социальной защищенности и осуществлять определенный контроль за деятельностью занятых.

Российский Закон о платформенной экономике во многом соответствует стандартам международного законодательства о маркетплейсах. Как в России, так и в изученных иностранных странах государство вводит в законодательстве понятийный аппарате для удобства регулятора. Следуя лучшим практикам зарубежных стран (например, ЕС, Китая, Турции), Россия строит регулирование вокруг системообразующего закона о цифровых платформах и их отношениях с партнерами.

Регулирование, установленное в Законе о платформенной экономике, как и иностранное регулирование ориентировано на отношения основных контрагентов маркетплейсов. В частности, установлены нормы о заключении и условиях договора (например, ЕС, Индия, Турция), о порядке изменений договора и уведомлении партнеров (например, ЕС, Китай, Турция), о применении мер ответственности (например, ЕС, Китай, Турция), о порядке применения скидок (например, Индия, Китай, Турция).

В отличие от иностранных законов, российский Закон о платформенной экономике регулирует отношения с владельцами ПВЗ, сотрудничество с которыми характерно только для российских платформ. Также особенностью российского законодательства является регулирование в системообразующем законе о цифровых платформах не только отношений с продавцами, но и отношений с платформенными занятыми.

Ко времени принятия Закона о платформенной экономике, призванного решить ряд проблем в деятельности маркетплейсов и ответить на потребности различных стейкхолдеров, в России сложился следующий портрет рынка и опыта взаимодействия партнеров и потребителей с площадками:

В 2024 г. на четыре крупнейших российских маркетплейса — Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и Мегамаркет — приходилось 80% всех интернет-заказов (>5 млрд штук), при этом фиксируются монополистические тенденции в виде растущей совокупной доли Wildberries и Ozon: в 2024 году на эти маркетплейсы приходилось 77% от всех сделанных в онлайне заказов, а доля их рынка оценивалась в 53-57%.

Для продавцов маркетплейсы предоставляют возможность реализовывать товары по всей России, независимо от локализации компании и производства (24% продавцов ведут основную деятельность в регионах Центрального округа, 10% — в Северо-Кавказском федеральном округе, а на остальные регионы приходится по 11%), и отпускать товары различных категорий, среди которых наиболее популярны одежда, обувь и аксессуары (торгуют 39% предпринимателей), продукты питания и напитки (19%), косметика и парфюмерия (16%). Что касается владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ), то не менее 10% таких владельцев приходится на каждый из восьми федеральных округов России (18% ведут основную деятельность в регионах Центрального федерального округа, 15% — в Приволжском федеральном округе, на остальные федеральные округа приходится от 10% до 13%). При этом в управлении 42% владельцев ПВЗ находится небольшая сеть из 2-3 пунктов выдачи, 38% владельцев управляют одним ПВЗ, а каждый пятый — имеет широкую сеть от 4 ПВЗ и более.

В числе причин (топ-5) выхода на маркетплейсы продавцы отмечают скорость и простоту запуска продаж по сравнению с другими каналами (38%), простой способ ведения бизнеса (33%), возможность выхода на федеральный рынок (24%), желание не отставать от конкурентов (24%) и упрощение логистики, позволяющее сосредоточиться на производстве, маркетинге (23%). В свою очередь, стимулами к открытию ПВЗ служат возможность получить высокий (54%) и пассивный (39%) доход, возможность попробовать новую деятельность (37%) или начать вести предпринимательскую деятельность (27%), открыть свой бизнес и реализоваться в качестве предпринимателя (26%).

Среди преимуществ работы с маркетплейсами в России партнеры-продавцы в качестве топ-5 отмечают расширение рынка сбыта (40%), большой поток заказов (39%), упрощенную логистику (32%), низкие затраты для сотрудничества (29%), безопасность и удобство принятия платежей (29%). С другой стороны, фиксируются и недостатки (топ-5): высокая конкуренция с другими продавцами (31%), высокая комиссия с продаж (30%), высокий возврат товаров (23%), навязывание скидок (22%), риск получения штрафов (22%).

Вместе с тем маркетплейсы в России играют значимую роль и в жизни потребителей: невозможность совершать покупки на маркетплейсе способна ухудшить личное положение и положение членов семьи каждого третьего покупателя (30%). В числе причин ухудшения положения отмечаются невозможность приобрести необходимые товары, покупки по более высоким ценам, сокращение выбора, снижение удобства и увеличение временных затрат и пр. При этом покупатели, определяя ценность маркетплейсов, уделяют внимание целостности товаров при доставке, уровню цен на площадках, удобству возврата товаров, полноте информации о товаре, стоимости доставки, удобству расположения ПВЗ и пр.

Суббота, 01.11.2025