Георгий Мальгинов принял участие в обсуждении вопросов приватизации компаний с государственным участием
30 мая зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления Георгий Мальгинов принял участие в работе круглого стола по вопросам приватизации компаний с государственным участием, организованного на базе Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Инициатором встречи выступил руководитель комитета «Приватизация крупных компаний с государственным участием» Экспертно-консультационного совета при Росимуществе Илья Ломакин-Румянцев.
На обсуждение экспертов были вынесены три вопроса:
- Различия между массовой приватизацией и приватизацией крупнейших компаний с государственным участием.
- Контроль государством активов после приватизации: сохранение, сокращение или развитие? Возможные методы постприватизационного контроля.
- Нужны ли методические рекомендации по совершению сделок по продаже дочерних и зависимых обществ компаний с государственным участием и системный контроль по ним?
К обсуждению вопросов были приглашены представители органов государственной власти, экспертно-аналитических центров, общественных организаций, а также представители крупных компаний с государственным участием и портфельные и стратегические инвесторы.
В работе круглого стола приняли участие заместитель Министра экономического развития РФ – руководитель Росимущества Ольга Дергунова и советник руководителя Росимущества Олег Федоров. Модератором выступил член Экономического совета при Президенте РФ, член Правительственной комиссии по проведению административной реформы, декан Экономического факультета МГУ Александр Аузан.
В ходе состоявшейся дискуссии, проведенной в форме обмена мнениями с последующим голосованием, по первому вопросу эксперты высказали следующие точки зрения:
- необходимы дополнительные объективные критерии для приватизации значимых госкомпаний, осуществляемой в особом порядке (по индивидуальным правительственным решениям с привлечением инвестиционных банков);
- целесообразно увеличение темпа и масштаба приватизации;
- начальная цена актива, выставляемого на аукцион, должна устанавливаться по нижней границе диапазона рыночной цены имущества, определенной оценщиком.
При этом необходимо отметить, что если позиция о введении дополнительных критериев для приватизации значимых госкомпаний пользовалась очевидной поддержкой, то в отношении активизации приватизационного процесса и определении стартовой цены при продаже имущества наблюдался серьезный разброс мнений и указанные выше позиции находились лишь в относительном большинстве.
Обсуждение вопроса о создании института постприватизационного контроля не выявило однозначно преобладающей точки зрения. Вместе с тем эксперты отметили, что в случае его появления наиболее предпочтительным вариантом является осуществление контролирующих функций Росимуществом или профильными органами исполнительной власти, курирующими соответствующую отрасль. Однако эта позиция по аналогии с вопросом увеличения темпов приватизации получила только относительную поддержку.
По вопросу специального регулирования и контроля за совершением сделок по продаже дочерних и зависимых обществ госкомпаний участники круглого стола значительным большинством высказались за необходимость такого рода действий при определении способа и других ключевых условий приватизации подобных активов либо основным акционером (государством), либо советом директоров головной компании.
Понедельник, 02.06.2014