В России повышаются акцизы на бензин, табак и алкоголь
21 ноября Совет Федерации одобрил правительственный закон об индексации ставок акцизов на 2013–2015 гг., поправки вносятся в статью 193 Налогового кодекса РФ (подробнее см.).
Следует отметить, что, по данным ВОЗ и Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром», в России за последнее десятилетие потребление сигарет на душу населения характеризовалось устойчивой положительной динамикой, причем с 2000 г. наблюдается тенденция смещения потребительских предпочтений в сторону продукции с пониженным содержанием смолы и никотина.
В последние годы отмечается тенденция замедления роста потребления табачной продукции на душу населения, которая в 2007 г. привела к стабилизации спроса и сокращению объемов производства в соответствии с отрицательными тенденциями изменения демографической ситуации в стране, повышением розничных цен в основном на дешевые марки вследствие изменения ставок и порядка взимания акциза, а также пропагандой борьбы с курением.
В рамках проекта Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», разработанного Минздравсоцразвития РФ в целях борьбы с курением, помимо прочего, предполагается ряд экономических мер, направленных на снижение потребления табачных изделий. В частности, законопроектом предусмотрены меры акцизной политики, направленные в сторону существенного повышения акцизных ставок на табачную продукцию. Реализация вышеприведенных мер акцизной политики, по оценкам Института Гайдара, приведет не только к увеличению размера поступлений акцизов на табачные изделия в бюджетную систему РФ, но и к значительному росту цен на сигареты, в первую очередь, сегмента низкокачественных марок, что, по всей вероятности, должно снизить спрос на табак1.
Следует подчеркнуть, что индексирование ставок на табачную продукцию мотивировано несколькими основаниями: во-первых, стремительное повышение налоговой составляющей в цене сигарет, в первую очередь низкокачественных марок, неизбежно приведет к росту цен на сигареты, особенно дешевых сегментов, что вполне вписывается в общемировую логику проведения политики охраны здоровья граждан и борьбы с табакокурением в рамках реализации принципов Рамочной конвенции ВОЗ против табака (РКБТ). Во-вторых, поэтапное приведение ставок налога к стандартам ЕС2 и унификация акцизной политики на всем пространстве СНГ является действенным инструментом сокращения масштабов теневого табачного бизнеса. Действительно, по данным аналитиков3, акцизная политика в последние годы является значимым фактором благополучия на российском табачном рынке, где нелегальная продукция не превышает 0,5–1,0% объема рынка, в то время как, по данным Федеральной налоговой службы, собираемость акциза для табачной отрасли составляет 99%.
Необходимо отметить, что поскольку действующий на данный момент (и планируемый до 2015 г.) в РФ уровень индексации специфической ставки на сигареты превышает ИПЦ, дополнительное увеличение ставок, на наш взгляд, может в нынешних условиях усилить стимулы к потреблению сигарет более дешевого и менее качественного товарного сегмента. Это свидетельствует о необходимости усиления налоговых мер неналоговыми мерами в соответствии с принципами РКБТ, в том числе активной пропаганды борьбы с табакокурением, в первую очередь среди молодежи.
М.В. Казакова - к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития
1 http://www.glazov.su/stat-i-i-obzori/v-rossii-reshili-ser-ezno-vzyat-sya-za-problemu-kureniya.html.
2 Эти стандарты предусматривают общую структуру (определения продуктов и инструменты налогообложения) акцизной пошлины на табачную продукцию; минимальные уровни ставок, свыше которых страны-участницы смогут устанавливать свои собственные ставки на уровнях, адекватных их внутренним условиям; а также необходимость пересмотра структуры и ставок акцизных пошлин на табак каждые 4 года.
3 http://tabakprom.ru.
Четверг, 22.11.2012