Устойчивость бюджетной системы зависит от качества госуправления
Качество государственного управления и эффективность бюджетных расходов становятся определяющими внутренними факторами устойчивости бюджетной системы, ее способности адаптироваться к рискам, связанным со снижением цен на углеводороды и замедлением экономического роста.
По оперативным данным Федерального казначейства, по итогам января–июля 2015 г. доходы федерального бюджета сократились на 1,3 п.п. ВВП, а расходы выросли на 3,3 п.п. ВВП по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Доходы и расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за 6 месяцев текущего года относительно шести месяцев предыдущего года увеличились на 1,0 и 0,3 п.п. ВВП соответственно. Дефицит федерального бюджета за январь–июль 2015 г. составил 2,8% ВВП, что на 4,6 п.п. ВВП ниже положительного сальдо федерального бюджета за семь месяцев предыдущего года. Консолидированный бюджет субъектов РФ по итогам шести месяцев 2015 г. исполнен с профицитом в 1,0% ВВП или на 0,7 п.п. выше относительно шести месяцев 2014 г.
Поступления по доходам от внешнеэкономической деятельности сократились на 2,9 п.п. ВВП по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 4,6% ВВП. Поступления по НДПИ по итогам января–июля текущего года увеличились на 0,5 п.п. ВВП относительно соответствующего периода предыдущего года до 4,7% ВВП. Поступления в доходную часть федерального бюджета за семь месяцев текущего года по сравнению с январем–июлем 2014 г. по внутреннему НДС выросли на 0,6 п.п. ВВП до 3,8% ВВП, а по импортному НДС и по внутренним акцизам в долях ВВП не изменились и составили 2,3% и 0,7% ВВП соответственно. За тот же период поступления по импортным акцизам сократились на 0,03 п.п. ВВП до 0,06% ВВП. Доходы по налогу на прибыль организаций в январе–июле 2015 г. в долях ВВП выросли на 0,2 п.п. ВВП.
Расходы федерального бюджета в долях ВВП за семь месяцев 2015 г. относительно января–июля 2014 г. изменились следующим образом:
- выросли расходы на национальную оборону на 1,3 п.п. ВВП или в 1,3 раза в номинальном выражении;
- расходы по разделу «Социальная политика» выросли на 1,2 п.п. ВВП или в 1,3 раза в номинальном выражении;
- расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в долях ВВП не изменились и составили 2,6% ВВП; в абсолютном выражении сокращение составило 3,9 млрд руб.;
- увеличились расходы по разделам «Национальная экономика» и «Общегосударственные вопросы» на 0,6 и 0,2 п.п. ВВП соответственно, при росте в номинальном выражении на 24,7 и 13,2% соответственно;
- расходы по разделам «Образование» и «Здравоохранение» не изменились и составили 0,9 и 0,7% ВВП соответственно; в абсолютном выражении расходы на образование сократились на 0,8 млрд руб., а расходы на здравоохранение выросли на 19,3 млрд руб.;
- расходы по разделам «Межбюджетные трансферты» и «Жилищно-коммунальное хозяйство» в долях ВВП сократились на 0,1 п.п. ВВП, или на 13,1 и 14,6% соответственно в номинальном выражении;
- выросли расходы на обслуживание государственного долга на 0,1 п.п. ВВП до 0,7% ВВП или на 29,2% в абсолютном выражении;
- по остальным разделам расходы федерального бюджета изменились в долях ВВП незначительно в пределах 0,04 п.п. ВВП.
Татьяна Тищенко – с.н.с. лаборатории бюджетной политики
Четверг, 03.09.2015