Степан Земцов: «Новые стройки века вряд ли вернут Сибирь на траекторию бурного роста экономики и населения»

С.н.с. лаборатории инновационной экономики Института Гайдара Степан Земцов рассказал «Аргументам и фактам» о том, как дать сибирской экономике новый импульс.

«Сибирь огромна. На её просторах есть нефтегазовый Ямал, занимающий 1-ое место в России по доходам населения, и есть Тыва, находящаяся на последнем. Есть Тюмень, население которой выросло с 2010 г. на 40%, и есть Барнаул, где жителей стало на 4% меньше. Есть научный центр мирового уровня – Академгородок, и есть точки, которые трудно найти на карте. Но в каждом месте можно создать достойную жизнь, если увидеть его потенциал, а региональная политика государства должна быть разной. В депрессивных районах нужно бороться с бедностью, преступностью и повышать образовательный уровень населения. В развитых городах важно улучшать экологию и усиливать научно-промышленный потенциал за счёт технологических стартапов. И везде нужно улучшать условия для предпринимательства. Важно, чтобы люди увидели: чтобы повысить свои доходы, реализовать свои планы, необязательно ехать в Москву или в центры внутрисибирской миграции – Тюмень и Новосибирск.

Нужно позаботиться о сибирских дорогах. Они хуже, чем в средней полосе России, и часто безальтернативны. Например, в плохом состоянии автодорога Омск – Новосибирск, единственная железная магистраль между двумя городами-миллионниками перегружена, а дублёр проходит через Казахстан. Значит, нужен ещё один путь параллельно Транссибу, чтобы стали проще связи между городами, и чтобы регион мог больше зарабатывать на транзите грузов из Китая в Европу.

Нужно осваивать новые месторождения, развивать переработку сырья, строить заводы разного профиля. Но делать это следует уже не на бюджетные деньги, а на основе частных инвестиций, т. к. крупные промышленные проекты несут с собой крупные риски. Всегда есть опасность не угадать изменение спроса на продукцию, пока идёт стройка.

Сибирь к тому же – одно из тех мест на Земле, которые дальше всего удалены от морей. Сибирский уголь, нефть, газ конкурентоспособны и выгодны только до тех пор, пока мировые цены на них достаточно велики и с лихвой окупают доставку покупателям. Но если по мере развития «зелёной» энергетики спрос на углеводороды начнёт падать, то содержать города в районах месторождений станет затратно. Частные компании это понимают, поэтому осваивают месторождения вахтовым методом. И новые заводы, которые строятся на их базе, не требуют тысячных коллективов, как раньше. Добавляется всего 200–300 рабочих мест. Заводские посёлки не становятся магнитами для многочисленных переселенцев. А те, кто сюда приезжает, слабо укореняются: многие планируют заработать и перебраться в более тёплые и комфортные места.

Новые «стройки века» вряд ли вернут Сибирь на траекторию бурного роста экономики и населения. Но, например, в Томской обл. я видел людей, которые отлично зарабатывают на сборе кедровых шишек и не собираются покидать свою таёжную родину. Стало это возможным благодаря целой программе по поддержке заготовки и переработки дикоросов, реализованной властями. И именно от подобных программ, сопровождающих инфраструктурные, промышленные, научные проекты, зависит развитие региона. Предпринимательство – это и страховка на случай проблем на рынках сырья, и путь к повышению доходов людей, и стимул жить там, где научился хорошо зарабатывать. Это важно везде в России, а в Сибири вдвойне».

Пятница, 03.09.2021