Сергей Цухло: «Сектор машиностроения теряет кадры»

Сергей Цухло, заведующий лабораторией конъюнктурных исследований Института Гайдара, рассказал «Независимой газете» о ситуации на российском рынке труда и объяснил, с чем связан отток кадров в машиностроении.

Российские компании сталкиваются с рядом проблем в области кадрового обеспечения. Трудности возникают не только при найме кадров, но и с увольнением существующих сотрудников. Со слов Сергея Цухло, увольнения работников с промышленных предприятий достигли максимальных значений за последние 10 лет. По данным опросов российских промпредприятий, причиной увольнений является как достижение пенсионного возраста (заявили 55% опрошенных предприятий), так и переезд работников в другой населенный пункт (55%), а также тяжелые условия труда (33%). Эксперты Института Гайдара указали, что мобильность рабочей силы может быть связана с переездами в регионы, где находятся военно-промышленные предприятия.

Кроме того, есть еще одна распространенная причина увольнений – она обозначена в исследовании как «призыв в армию, суд, смерть». Сейчас 52% предприятий упоминают и ее тоже, но это не максимальное значение. Рекорд – около 60% упоминаний – был достигнут ровно год назад, в ноябре 2022-го. Как пояснил в обзоре Сергей Цухло, рост территориальной мобильности рабочей силы скорее всего связан «с вынужденным набором работников в других регионах и их переселением в окрестности, где находятся военно-промышленные предприятия». Одновременно с этим происходит «естественный процесс старения квалифицированных рабочих», а он, в свою очередь, дополняется «логичным в условиях кадрового кризиса ростом нагрузки на имеющихся работников, который сложно выдерживать в преклонном возрасте».

По данным Института Гайдара, наиболее противоречивая ситуация с кадрами складывается в машиностроении. Там около 56% предприятий сообщили об увольнениях работников из-за их переезда, примерно 55% – об увольнениях из-за таких причин, как «призыв в армию, суд, смерть», и около 52% – об оттоке кадров из-за достижения работниками пенсионного возраста.

Парадокс заключается в следующем: в отрасли машиностроения, которая включает в себя и военно-промышленный комплекс, перетекание кадров происходит от одних предприятий, занятых гражданским производством, к другим, связанным с военной сферой. Таким образом, машиностроение привлекает наиболее ценных специалистов из других отраслей, создавая кадровый дефицит в них.

В то же время, в легкой промышленности, по данным Сергея Цухло, 63% предприятий заявляют, что практически никто не увольняется. Однако, в этой отрасли также наблюдается кадровый дефицит, так как 80% предприятий сообщают о нехватке работников из-за ожидаемых изменений спроса и низкого уровня зарплат. Это объясняется конкуренцией с другими отраслями, так как, например, в торговле зарплаты в 1,5-2 раза выше, согласно данным Росстата.

Пятница, 10.11.2023