Приватизационный процесс и состояние имущественных отношений в 2014 г.
Прошедший год стал первым годом реализации Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 гг., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 г. № 1111-р.
С самого начала года стало очевидным критическое влияние, оказываемое на ход реализации приватизационной программы, макроэкономической ситуацией (вероятность наступления рецессии) и состоянием фондового рынка в связи с экономико-политическим фоном, сложившимся в I кв. 2014 г. Закономерно, что на передний план вышли сделки, по которым вся подготовительная работа была проведена в 2012–2013 гг. В январе 2014 г. российским правительством были приняты решения о продаже акций ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (13,76% акций) и ОАО «Архангельский траловый флот» (АТФ) (100% акций).
Первую из этих сделок (сумма – 18,8 млрд руб.) можно охарактеризовать, скорее, как квазиприватизационную, поскольку покупателем явилось ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ», контролируемая государством структура, вставшая на путь диверсификации своей деятельности. Такая возможность была предоставлена ей как действующей, так и предыдущей приватизационной программой, содержавшими положение о том, что до начала 2015 г. «Роснефтегаз» может выступать инвестором по отношению к компаниям топливно-энергетического комплекса, пакеты акций которых планируются к приватизации, при условии представления программы финансирования этих сделок, предусматривающей использование дивидендов от акций компаний, находящихся в собственности указанного акционерного общества.
Вторая сделка, организатором которой еще в конце 2011 г. был определен Газпромбанк, может служить первым примером реализации нестандартного подхода в рамках приватизационного процесса на современном этапе.
При превышении суммы сделки (2,2 млрд руб.) над стартовой ценой более чем на 20% ее особенностью является особый формат взаимодействия между новым владельцем «Архангельского тралового флота» (ООО «Вирма») и региональными властями на основе заключенного акционерного соглашения, которое предусматривает безвозмездную передачу в собственность Архангельской области 1 акции АТФ. Ключевые решения, включая сохранение рабочих мест, регистрацию компании в регионе в целях поддержания налоговых поступлений в региональный бюджет, подлежат согласованию с областным правительством, для которого зарезервировано место в Совете директоров. Помимо социальных обязательств и сохранения рабочих мест в условия акционерного соглашения входит и развитие портовой инфраструктуры в регионе.
В принципе механизмом решения подобных задач в ходе приватизации являются конкурсы. Однако в 1990-е годы его использование сопровождалось многочисленными злоупотреблениями, состоявшими, как правило, в невыполнении инвестиционных и прочих обязательств со стороны новых владельцев. Вследствие этого в действующем законе о приватизации, принятом в 2001 г., этот инструмент был серьезно редуцирован до перечня обязательств, имеющих преимущественно социальный характер. Поэтому заключение акционерного соглашения при продаже «Архангельского тралового флота» можно рассматривать как новый способ обеспечения адекватного баланса интересов между государством (в лице Архангельской области) и новым собственником в части социальных обязательств и повышения эффективности бизнеса. Однако для того, чтобы характеризовать пример АТФ в качестве лучшей практики, заслуживающей последующего распространения, безусловно, требуется дальнейший мониторинг развития компании на протяжении определенного времени.
Всего же в 2014 г. были проданы пакеты акций (доли в уставных капиталах) 108 хозяйственных обществ (в 2013 г. – 148 ед.), а в отношении 33 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) приняты решения об условиях приватизации (в 2013 г. – 26 ед.). Продолжался и процесс интеграции принадлежащих государству активов. В ходе осуществления мероприятий по формированию 16 вертикально-интегрированных структур (ВИС) соответствующие решения об условиях приватизации были приняты в отношении 11 ФГУПов и акций 47 ОАО.
С точки зрения присутствия государства в экономике знаковым событием ушедшего года явилось судебное решение о возврате в собственность государства основной доли капитала компании «Башнефть» (71,6% акций), собственником которой ранее являлась АФК «Система». Основанием для этого стали нарушения, совершенные в ходе приватизации, проистекавшие из противоречий между федеральным центром и субъектами РФ по поводу разграничения всего массива государственного имущества на начальном этапе реформы собственности и вытекающих отсюда правомочий. Переход пакета акций «Башнефти» непосредственно государству (в лице Росимущества) предоставляет ему широкий спектр вариантов в отношении дальнейшей судьбы компании, которая по своему значению на протяжении всего периода деятельности в целом оставалась компанией регионального значения.
Совокупный объем доходов федерального бюджета от приватизации (продажи) и использования государственного имущества в 2014 г. увеличился по сравнению с предшествующим годом на 35%. Их величина по своему абсолютному значению (282,3 млрд руб.) стала второй с начала 2000-х годов после достигнутого в 2012 г. максимума.
Соотношение между невозобновляемыми и возобновляемыми источниками в структуре совокупных доходов от приватизации (продажи) и использования государственного имущества примерно соответствовало показателям кризисных 2008–2009 гг., когда приватизационный процесс был серьезно заторможен в силу объективных условий и крупные сделки не проводились. По сравнению с 2013 г. доля невозобновляемых источников в структуре совокупных доходов от приватизации (продажи) и использования государственного имущества в 2014 г. упала почти вдвое – до 14,6%. Удельный вес доходов от использования государственного имущества, напротив, возрос почти с 73,6% до 85,4% в 2014 г.
Важным событием минувшего года стало утверждение Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327 новой государственной программы (ГП) по управлению федеральным имуществом до 2018 г. взамен прежней ГП с тем же названием, действовавшей всего около 14 месяцев.
Количественно выраженные целевые индикаторы реализации ГП «Управление федеральным имуществом» до 2018 г. в целом соответствуют величинам программы 2013 г. Напомним, что речь идет о таких показателях, как доли объектов федерального имущества (по категориям), для которых определена целевая функция (унитарные предприятия, хозяйственные общества с долей государства, учреждения, объекты казны), темпы сокращения численности объектов по основным категориям (для предприятий и АО – процент ежегодно, для объектов и земельных участков казны, не вовлеченных в хозяйственный оборот, – процент к величинам за 2012 г., кроме ограниченных в обороте и изъятых из него), показатели, характеризующие динамику технологического развития процессов управления федеральным имуществом, а также ряд других.
Реализация новой госпрограммы будет проходить в непростых условиях, связанных с бюджетными ограничениями, что нашло свое выражение в необходимости корректировки всего федерального бюджета, принятого в конце 2014 г.
Георгий Мальгинов – к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления
Пятница, 27.03.2015