Основные потери России возникают из-за нашего неучастия в интеграции с ЕС
Нормы соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом формально начали применяться в субботу, 1 ноября. Однако экономическая часть ассоциации из-за жесткой позиции России, защищающей свой рынок, заработает лишь с 1 января 2016 года.
Соглашение Украина — ЕС не может не повлиять на российскую экономику. Снижение барьеров в торгово-экономических отношениях между двумя значимыми для нас партнерами как минимум частично переориентирует их спрос с нашей продукции на продукцию друг друга. А в случае добросовестной имплементации еще и ограничит доступ на украинский рынок российских производителей и поставщиков, не удовлетворяющих европейским стандартам.
Высказываются опасения, что после снижения пошлин европейские товары под видом украинских будут поступать в Россию. Или украинские товары, вытесненные из страны европейскими конкурентами, будут поступать в Россию в объемах, наносящих ущерб отечественной промышленности. Такая проблема возникает всегда, когда одна страна участвует более чем в одной зоне свободной торговли (Украина — с ЕС и с Россией). Решается она с помощью применения правил происхождения: товар считается украинским, если подвергнут достаточной переработке на ее территории. То, как на практике контролируются эти правила, зависит от работы таможни. В последние годы на Украине пошлины на европейские товары и так были значительно ниже пошлин Таможенного союза (европейские рыба, лекарства, ж/д вагоны ввозятся на Украину беспошлинно, а в ТС — по ставкам 10-15%). Проблем с реэкспортом не возникало. В случае с Белоруссией контролировать реэкспорт гораздо сложнее из-за отсутствия таможенной границы.
Частичное закрытие рынка Украины для российских поставщиков после принятия европейских стандартов, норм и таможенных правил, отличающихся от правил Евразийского союза, может, по нашим оценкам, привести к потерям российской экономики (до 2,5 млрд долл.). При этом повышение ставок импортных пошлин для украинских товаров с преференциального уровня (0% почти для всех товаров) до уровня пошлин при торговле со странами вне зоны свободной торговли СНГ приведет к экономическим потерям всех участников. Для России — до 2 млрд долл., а для Украины — до 950 млн. долл. Потери России больше в абсолютном выражении, но меньше в относительном: за вычетом газа наше торговое сальдо с Украиной отрицательное. А возможное снижение конкурентоспособности украинских товаров на российском рынке вследствие повышения пошлин заведомо нивелировано ослаблением гривны.
Для Украины соглашение об ассоциации с ЕС — фактически готовый (хотя и неполный) список необходимых институциональных преобразований в экономике. То, как оно будет имплементировано, зависит от политической воли ее руководства. Возможно, как добросовестное выполнение взятых на себя обязательств, так и полное их саботирование. Угрозами ответных ограничительных мер вряд ли удастся повлиять на решения Украины о скорости и глубине имплементации соглашения. А дополнительные торговые барьеры приведут к потерям для всех участников.
Основные потери России возникают из-за нашего неучастия в интеграции с ЕС: мы упускаем один из немногих оставшихся источников роста. Развитие интеграции с ЕС некоторыми странами СНГ делает наши потери еще большими.
Александр Кнобель – зав. лабораторией внешней торговли
Воскресенье, 02.11.2014