В сентябре 2025 года на площадке Moscow Digital School состоялась запись лекции «Юрисдикционные аспекты электронной коммерции». В рамках мероприятия научный сотрудник лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Ольга Магомедова рассказала об особенностях регулирования онлайн-контента в России и зарубежных странах.
Глобальная сеть «Интернет» делает доступным онлайн-контент, произведённый в одной стране мира, для пользователей из других стран мира, что ставит перед юристами вопрос: какое право применять к онлайн-контенту. Законодатели разных стран по-разному отвечают на этот вопрос. В ЕС важно место происхождения поставщика контента, например, страна регистрации или управления бизнесом. В Китае учитывается место нахождения серверов. В США важнее место возникновения правонарушения, т.е. где онлайн-контент создал негативные юридические последствия.
В России самый сложный для оценки критерий – это место целевой аудитории. Поэтому в 2021 году Верховный суд РФ сформировал перечень признаков «нацеленности» контента на российскую аудиторию, например, один из языков сайта – русский язык, цены выражены в рублях, указаны контактные телефоны с российскими кодами. Для России ясные критерии онлайн-контента, к которому можно применять российское право, особенно важно из-за рисков внесудебной блокировки – зачастую в России блокируют не отдельную страницу с незаконной информацией, а целый сайт, где размещена такая информация, а это существенный риск для онлайн-бизнеса.