Научный сотрудник лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Ольга Магомедова в комментарии для издания «Известия» объяснила, что текущий кризис в западной системе высшего образования является следствием изменений на рынке труда, а не признаком упадка самой системы.
«Система высшего образования сегодня действительно проходит через период кризиса и трансформации, чтобы лучше отвечать потребностям рынка. На фоне тренда на повышенную специализацию труда (когда происходит углубление разделения труда и усложняется путь к освоению определенных навыков) у компаний безусловно возрастает спрос на готовые профессиональные навыки, отсюда закономерное снижение интереса к наличию подтверждения высшего образования, которое даёт учащимся фундаментальные знания по осваиваемым дисциплинам. Важно понимать, что спрос на прикладные навыки не снижает социально-экономической значимости высшего образования: поиск практических решений невозможен без системного понимания области, в которой они разрабатываются. Особенно это чувствительно для точных и естественных наук», – рассказала эксперт.
«Например, развитие цифровой экономики немыслимо без специалистов в области инженерного дела, технологий и технических наук – с 2020 по 2025 годы количество выпускников по этим специальностям выросло на 15,6% (по специальности «Информатика» – на 17,9%). Также в сфере здравоохранения выросло число выпускников на 15,8%. Поэтому распространенное наблюдение за тем, что сам факт получения высшего образования перестал давать прежде ожидаемые социально-экономические преимущества как раз свидетельствует о качественной трансформации взаимоотношений рынка образовательных услуг и рынка труда. Это, в свою очередь, сочетается с трендом на более осознанный подход к выбору профессионального трека человека на более ранних этапах образования – на уровне школы. Спрос на навыки средней профессиональной квалификации повышает востребованность программ профессионального обучения – за 2021 по 2024 годы число выпускников по рабочим специальностям выросло на 27,7%. Но такая ситуация не ухудшает состояние системы высшего образования, а стимулирует её структурные и содержательные изменения. Например, в московских вузах топ-3 специальностей традиционно возглавляет направление «экономика и менеджмент», однако с 2020 по 2024 годы количество выпускников по этому направлению снизилось на 7,9% на фоне перегрева рынка труда предложением на вакансии «белых воротничков» (офисных работников): мотивированные на длительную учебу и получение системных знаний просто выбирают другие, более востребованные направления. Общая численность студентов ВУЗов за 4 года выросла на 9,6%», – пояснила Ольга Магомедова.