Обнуление НДПИ – это продажа национального капитала по нулевой цене
Министерство энергетики РФ предлагает обнулить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) сроком на 25 лет для новых газовых проектов в Сибири и на Дальнем Востоке.
Принцип распределения природной ренты, согласно которой все население, так или иначе, является совладельцем находящихся в недрах природных богатств, реализуется с помощью применения специального налога на добывающие отрасли. Если какая-либо компания добывает некий природный ресурс, она должна заплатить государству НДПИ, а если этот ресурс вывозится за границу – еще и экспортную пошлину.
Фактически, добывающие компании с помощью таких налогов «покупают» у государства некоторое количество капитала, который изначально принадлежит всему населению. В дальнейшем плата за этот капитал идет в федеральный бюджет и может быть использована либо для текущего финансирования государственных расходов, либо для пополнения государственных сбережений в виде резервных или стабилизационных фондов, призванных обеспечить стабильность государственных финансов.
Обнуление НДПИ для нефтегазовых компаний – это продажа общенародного капитала по нулевой цене. Основным аргументом в пользу такой политики является то, что себестоимость добычи этого капитала на некоторых сложных участках (газ в Восточной Сибири или нефть на шельфе) высока настолько, что не окупает разработку этих месторождений. Однако высокая себестоимость обусловлена тем, что на сегодняшний момент технология не позволяет добывать ресурс настолько дешево, чтобы он окупался. При этом если этот ресурс не трогать, то за годы развития технологий он никуда не денется, не испортится, и в дальнейшем его можно будет доставать с учетом необходимости выплаты природной ренты.
С экономической точки зрения, отмена НДПИ для нефтегазового сектора на некоторых месторождениях аналогична субсидированию отрасли промышленности, которая не может производить продукцию, конкурентную на мировых рынках при существующих издержках. Такой подход иногда применяется для молодых отраслей, которым необходимо 5–7 лет, чтобы встать на ноги, нарастить мощности и стать способной производить конкурентоспособную продукцию без государственной поддержки. Нефтегазовый сектор, естественно, ни по каким критериям не попадает под категорию «молодая развивающаяся отрасль», поэтому применять такой подход к этому сектору не представляется целесообразным. Снижение или обнуление НДПИ и/или экспортных пошлин необходимо только в случае резкого временного падения мировых цен на нефть, так как в этом случае отрасль действительно должна быть способна «выжить» в условиях (сложившихся по причинам, от нее не зависящим) высоких издержек и низкой выручки.
Конечно, Газпром, Роснефть и другие нефте- и газодобывающие компании выиграют от ослабления налогового бремени в части снижения платы за пользование рентой, однако это будет не что иное, как трансферт от будущих поколений в текущую неэффективность нефтегазовой отрасли. Разумнее всего развивать технологии по добыче, делать их более дешевыми и не трогать этот подземный капитал до тех пор, пока его добыча не станет рентабельной без безвозвратного закапывания принадлежащей населению страны природной ренты в землю.
А.Ю. Кнобель – к.э.н., зав. лабораторией международной торговли
Вторник, 20.11.2012