Об изменениях в налогообложении нефтегазового сектора
Проектом Федерального закона «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено некоторое повышение ставки НДПИ на нефть и существенное повышение ставки НДПИ на природный газ. Базовую ставку НДПИ на нефть предполагается проиндексировать с учетом ожидаемой инфляции в 2012-2013 гг. – до 446 руб./т в 2012 г. и 470 руб./т в 2013 г. Ставку НДПИ на природный газ предполагается повысить более существенно. Данная ставка остается неизменной с 2006 г., в то время как оптовые цены на газ за прошедший период увеличились в 2,12 раза. В результате ставка НДПИ на природный газ в последние годы существенно снизилась как в реальном, так и в относительном выражении (в % к цене).
В этих условиях логичным решением, на наш взгляд, была бы индексация ставки НДПИ при добыче газа в соответствии с ростом цен на газ на внутреннем рынке. Правительство, однако, предпочло более умеренный подход. С 1 января 2011 г. ставку данного налога предусматривается проиндексировать в 1,61 раза, что фактически равно накопленной инфляции за период 2007-2010 гг. В 2012-2013 гг. предусматривается дополнительное повышение ставки НДПИ на газ в соответствии с ожидаемым уровнем инфляции. В результате с 1 января 2013 г. ставка НДПИ при добыче газа должна составить 265 руб./тыс.куб.м.
В целях стимулирования разработки малых нефтяных месторождений проектом Федерального закона «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2011 г. к ставке НДПИ при добыче нефти предлагается ввести специальный понижающий коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр – коэффициент Кз. Данный коэффициент будет применяться на участках недр с начальными извлекаемыми запасами нефти (Vз) до 5 млн т и степенью выработанности запасов (Свз) до 0,05.
Коэффициент будет рассчитываться по следующей формуле:
Кз = 0,125 х Vз + 0,375,где Vз – начальные извлекаемые запасы нефти в млн. т, определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Степень выработанности запасов участка недр (Свз) определяется как отношение величины накопленной добычи нефти на участке недр (N) к величине начальных извлекаемых запасов на данном участке (Vз).
В настоящее время порядок исчисления НДПИ при добыче нефти не предусматривает дифференциации налогообложения в зависимости от величины запасов нефти на участке недр, в результате разработка малых нефтяных месторождений с извлекаемыми запасами до 5 млн. т, как правило, оказывается экономически нецелесообразной из-за высоких удельных капитальных и эксплуатационных затрат. При этом в государственном балансе запасов полезных ископаемых в настоящее время числится около тысячи месторождений с извлекаемыми запасами до 5 млн т и выработанностью менее 5%, суммарные запасы которых составляют 1 млрд т нефти.
Установление к ставке НДПИ специального понижающего коэффициента Кз направлено на создание условий для освоения новых малых месторождений, разработка которых при общей системе налогообложения нерентабельна. Это позволит вовлечь в разработку дополнительные запасы нефти, повысит рентабельность добывающих предприятий. По расчетам Правительства РФ, в результате введения указанного понижающего коэффициента объем дополнительной добычи нефти на участках недр с начальными извлекаемыми запасами нефти до 5 млн т составит 10,2 млн т в первый год применения льготы и 214 млн т за первые 10 лет.
В рамках реализации политики по стимулированию освоения новых регионов добычи Правительством РФ был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Данным законопроектом предлагается распространить уже применяемый в ряде регионов режим «налоговых каникул» по НДПИ на новые нефтяные месторождения, расположенные в Ямало-Ненецком автономном округе севернее 65 градуса северной широты. Для участков недр, расположенных в этом регионе, за исключением расположенных на полуострове Ямал, предлагается применять нулевую ставку НДПИ до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн т на участке недр при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.
Такой режим распространяется также на участки недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2011 г. и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2011 г. не превысила 0,05. Срок применения нулевой ставки налога исчисляется в этом случае с 1 января 2011 г.
Принятие данного законопроекта должно создать необходимые экономические условия для освоения месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа, разработка которых при общем налоговом режиме нерентабельна из-за необходимости осуществления значительных объемов капитальных вложений, связанных с созданием инфраструктуры, географическими и геологическими особенностями месторождений данного региона.
Ю.Н. Бобылев – к.э.н., зав. лабораторией экономики минерально-сырьевого сектора
Четверг, 30.09.2010