О текущем федеральном бюджете

Публикация Федеральным казначейством в среду, 26 марта, ежемесячного отчета об исполнении федерального бюджета в январе на короткое время приоткрыла завесу тайны над  подписанным 2 декабря прошлого года федеральным законом № 349-ФЗ «О федерально бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2015 годов». Без представленных в отчете данных о полных ассигнованиях по разделам и подразделам функциональной классификации расходов невозможно правильно оценить расходы федерального бюджета, запланированные указанным законом на 2014 г.


Анализ отчета казначейства показал, что в окончательной версии бюджета расходы по разделу «Национальная оборона» определены в 2 трлн 488 млрд 134 млн руб. (3,4% ВВП, или на 18,3% больше, чем было фактически израсходовано в 2013 г.), т.е. за неделю с момента подписания ноябрьского заключения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности они сократились более чем на 1 млрд руб., а их закрытая часть, связанная с государственным оборонным заказом (ГОЗ) – более чем на 13 млрд руб. С учетом расходов в других разделах федерального бюджета на поддержку оборонно-промышленного комплекса (ОПК), пенсии Минобороны и т.п. (по опыту 2013 г. все вместе составляет около 0,9% ВВП), а также государственных гарантий организациям ОПК на сумму почти в 553 млрд руб. (0,8% ВВП) военное обременение экономики России в 2014 г. может превысить 5% ВВП, превзойдя соответствующее «достижение» США (4,4% ВВП). 


Основными вопросами остаются ставшие традиционными за последние годы: 1) сможет ли российский ОПК выполнить стремительно растущий ГОЗ, и 2) взлетят ли при этом цены на вооружение и военную технику? Ответы на эти вопросы в принципе всем известны, что подтверждается и отмеченным сокращением закрытой части оборонных расходов в последний момент перед подписанием закона о бюджете более чем на 13 млрд руб. и статистикой ОПК Минпромторга за прошлый год, а вернее, ее отсутствием.


Закрытость расходов федерального бюджета в целом по сравнению с прошлым годом увеличилась на 2,8 п. п. (до 16,7%), т.е. каждый шестой рубль, расходуемый из российского федерального бюджете, секретный или совершенно секретный. В сумме это – 2 трлн 325 млрд 810 млн руб., из которых около 2/3 приходится на ГОЗ, а остальное – на спецслужбы. Многолетний количественный рост закрытости расходов привел и к новому качеству: появились закрытые расходы в разделе 0600 «Охрана окружающей среды» (58 млн руб.) и подразделах 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» (36 млн руб.), 0304 «Органы юстиции» (5 млн руб.), 0308 «Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (19 млн руб.), 1004 «Охрана семьи и детства» (0,6 млн руб.),  где их никогда не было, и вернулись после многолетнего перерыва в подразделы 0108 «Международные отношения и международное сотрудничество» (10 млн руб.), 0704 «Среднее профессиональное образование» (3 млн руб.).

 

Динамика закрытости расходов федерального бюджета в 2005–2014 гг. представлена в таблице.

 

Доля секретных ассигнований в федеральных бюджетах 2005–2014 гг., %

Код и наименование
раздела (подраздела), содержащего секретные расходы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Расходы федерального бюджета в целом

11,3

11,8

10,3

11,9

10,0

10,5

11,7

11,7

13,9

16,7

0100 ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

3,7

6,3

5,5

8,7

5,1

4,8

9,8

11,4

9,5

9,2

0106 Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора

< 0,1

0108 Международные отношения и международное сотрудничество

<0,1

< 0,1

3,7

< 0,1

0109 Государственный материальный резерв

82,9

89,2

92,2

90,2

85,0

85,1

86,6

86,8

87,2

87,7

0110 Фундаментальные исследования

2,1

1,2

1,1

1,0

0,8

0,3

1,0

2,7

0,7

0,7

0114 Другие общегосударственные вопросы

0,1

0,7

0,3

4,4

1,6

1,1

1,3

1,3

2,3

3,1

0200 НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

42,1

42,8

45,3

46,1

48,1

46,4

46,9

47,6

52,6

58,8

0201 Вооруженные Силы Российской Федерации

33,1

35,6

37,1

39,0

40,2

39,0

40,9

41,2

48,3

54,3

0204 Мобилизационная подготовка экономики

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

0205 Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности

100,0

100,0

100,0

0206 Ядерно-оружейный комплекс

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

0207 Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества

45,2

46,9

50,7

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

80,1

79,8

0208 Прикладные научные исследования в области национальной обороны

98,4

93,9

93,7

93,2

92,9

91,3

92,2

94,5

94,1

94,2

0209 Другие вопросы в области национальной обороны

2,5

8,8

24,4

29,2

34,6

42,0

36,8

44,9

41,9

53,8

0300 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

28,5

31,6

31,1

31,8

30,8

32,1

32,5

23,3

27,4

29,0

0302 Органы внутренних дел

4,8

6,3

5,2

5,0

3,7

4,3

3,9

3,4

3,8

4,3

0303 Внутренние войска

11,8

10,3

9,8

10,3

8,2

8,3

7,9

4,6

4,5

5,4

0304 Органы юстиции

< 0,1

0306 Органы безопасности

97,8

95,5

97,3

99,1

99,6

97,1

99,6

99,6

99,7

99,8

0307 Органы пограничной службы

100,0

99,0

97,6

100,0

99,5

98,6

99,1

99,1

99,6

99,9

0308 Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

< 0,1

0309 Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона

59,0

62,4

50,7

51,4

51,0

51,3

47,0

42,6

40,7

38,6

0313 Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности

74,0

66,4

64,4

75,5

79,4

92,1

86,0

85,9

91,4

82,4

0314 Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности

8,3

50,7

40,0

56,3

68,4

67,9

78,3

13,6

12,3

85,3

0400 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

0,1

<0,1

0,4

0,6

0,6

1,6

1,8

2,4

4,9

5,2

0410Связь и информатика

1,6

2,0

0411 Прикладные научные исследования в области национальной экономики

5,2

5,8

4,5

5,6

11,9

14,2

18,2

23,0

0412 Другие вопросы в области национальной экономики

0,1

0,1

< 0,1

0,3

0,7

4,5

1,9

2,3

8,5

10,0

0500 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

3,4

0,9

7,0

10,1

19,3

14,2

6,6

11,0

11,1

0501 Жилищное хозяйство

4,2

5,7

16,0

12,9

20,8

20,7

8,5

21,3

24,1

0600 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

0,1

0605 Другие вопросы в области охраны окружающей среды

0,1

0700 ОБРАЗОВАНИЕ

2,8

2,7

2,4

2,6

3,1

3,6

4,0

3,2

4,3

4,7

0701 Дошкольное образование

2,0

2,2

2,4

2,5

2,5

3,9

3,9

4,4

4,5

2,6

0702 Общее образование

1,5

1,9

2,1

2,0

2,8

3,5

0,4

0,2

0,5

1,5

0704 Среднее профессиональное образование

1,1

1,0

1,0

0,9

1,0

<0,1

0705 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

16,9

15,8

17,2

1,8

2,5

9,4

17,4

8,6

6,2

2,9

0706 Высшее и послевузовское профессиональное образование

3,2

2,9

2,5

3,1

3,6

4,1

5,2

4,1

5,2

5,3

0709 Другие вопросы в области образования

0,3

0,3

0,3

0,3

0,5

0,6

0,3

0,4

0,4

0,9

0800 КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0800 КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ

0,1

0,1

0,1

0,1

0801 Культура

0,1

0,1

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0804 Периодическая печать и издательства

13,5

7,5

2,6

2,6

3,2

3,6

0806 Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средства массовой коммуникации

<0,1

0,2

0900 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

4,3

4,0

2,6

4,1

3,5

3,0

0900 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

2,7

2,4

2,7

2,9

0901 Стационарная медицинская помощь

5,6

4,7

2,9

3,2

2,8

2,4

2,3

2,0

1,8

1,7

0902 Амбулаторная помощь

н/п[1]

н/п

н/п

13,9

4,3

3,8

2,9

3,1

4,2

4,4

0905 Санаторно-оздоровительная помощь

н/п

н/п

н/п

14,1

15,9

10,7

11,2

10,8

12,2

14,0

0907 Санитарно-эпидемиологическое благополучие

н/п

н/п

н/п

2,1

0,6

0,6

0,7

1,4

0,8

0,8

0908 Физическая культура и спорт

0,3

0,3

0,2

0,4

0,3

0,6

0910 Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта

1,7

1,1

1,0

0910 Другие вопросы в области здравоохранения

0,4

0,4

0,3

0,6

1000 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

<0,1

<0,1

0,1

0,1

<0,1

1003 Социальное обеспечение населения

<0,1

<0,1

0,3

0,3

0,1

1004 Охрана семьи и детства

<0,1

1100 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

0,3

0,3

0,4

0,3

1101 Физическая культура

62,0

41,5

9,1

9,8

1200 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

0,3

0,3

0,4

0,4

1202 Периодическая печать и издательства

3,4

3,5

4,6

5,5

1400 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

0,2

1401 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

0,5


Источники: Федеральные бюджеты 2005–2014 гг. Данные 2005–2010 гг. приведены к соответствующим разделам и подразделам бюджетной классификации расходов, вступившей в силу с 2011 г. Курсивом выделены данные в ранее действовавшей бюджетной классификации.

 

Василий Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики

 


[1] Неприменимо вследствие изменения структуры бюджетной классификации.

Четверг, 27.03.2014