Наталья Шагайда: «Торговые наценки доходят до 150%»

Наталья Шагайда, заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара, поделилась с «АиФ» мнением относительно установившихся наценок в торговых сетях, которые порой доходят до 150%.

ФАС провела проверку торговых сетей, чтобы выяснить, есть ли случаи необоснованного повышения цен на социально значимые продукты. Это 24 наименования: хлеб, молоко, мясо, рыба, яйца, крупы, овощи и др. Этот контроль за ценами может стать постоянным – ведомство намерено собирать у сетей данные о ценах закупки и продажи социально значимых продуктов. Только пока неясно, поможет ли информация о наценках удерживать их в разумных пределах. Пока ФАС предложила торговым сетям установить «справедливые» наценки на социально значимые продукты добровольно.

«Ограничивать наценку – бесперспективное занятие. Получится, что какие-то продукты окажутся невыгодными для торговли и начнут исчезать с полок магазинов. Наценка – это не чистая прибыль магазина, ведь он несёт издержки, которые включает в цену товара», – считает Наталья Шагайда.

Вызвало беспокойство, что торговые наценки прибавили десятки процентов. Особенно отличились овощи и фрукты, курица, рыба, подсолнечное масло.

«У каждого продукта были свои причины для подорожания. Например, повышение цен на внешнем рынке вызвало рост стоимости продуктов, идущих на экспорт. У нас три главных экспортных продукта, которые активно продаются за рубеж, – зерно, растительное масло и рыба. Большинство видов продовольствия не вывозится, но они тоже подорожали. Например, неурожай сахарной свёклы в прошлом году привёл к росту цен на сахар», – отметила эксперт Института Гайдара Наталья Шагайда.

Отмечается и резкое увеличение транспортных расходов. По информации отраслевых союзов поставщиков продуктов, за доставку мяса перевозчики стали брать на 10% больше, за картофель — на 20–30%. В итоге эти дополнительные расходы так или иначе окажутся в конечной цене продуктов.

Суббота, 04.09.2021