Наталья Шагайда о том, почему у россиян растет интерес к сельскому хозяйству

Наталья Шагайда, заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара, рассказала «Forbes» имеет ли смысл инвестировать в проекты, связанные с сельским хозяйством.

На минувшей неделе интернет-сервисы «Юла» и «Объявления ВКонтакте» опубликовали данные о росте спроса на готовые бизнесы. Самый большой интерес пользователи проявили к сельскохозяйственным предприятиям: в апреле нынешнего года по сравнению с февралем количество просмотров и поисковых запросов этих объявлений выросло в 3,6 раза. Интерес к инвестициям в фермерские хозяйства проявился в марте – после начала «спецоперации» России на Украине.

У инвестирования в малый и средний аграрный бизнес сейчас есть серьезные недостатки, считает Наталья Шагайда. Интерес к малому и среднему бизнесам может подпитываться тем, что «растет цена на продовольствие, и конца этому не видно, особенно в связи с эскалацией событий на Украине». Однако здесь есть вопросы, связанные с тем, что покупать. «Да, Россия крупный экспортер зерна и подсолнечного масла. В прошлом году это были чрезвычайно выгодные бизнесы, и кто же их продаст в такой ситуации? Заниматься молоком – очень тяжелый, долгий и дорогой бизнес, в России все еще не получается производить молоко дешевле, чем в странах-основных экспортерах на внешний рынок. По мясу внутри страны рынок уже насыщен, а экспорт относительно небольшой, и конкуренция высокая, так что покупатель должен быть готов повышать эффективность производства, а это не всем по плечу. Картофель, овощи, фрукты – трудозатратные и капиталоемкие продукты, они у нас в России в основном производятся в хозяйствах граждан, и попытки «переселить» их в более современные производства, то есть фермерские хозяйства, вряд ли можно назвать успешными».

Среда, 01.06.2022