Наталья Шагайда: «Граждане РФ предпочитают покупать российский товар»

Наталья Шагайда, заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара, прокомментировала «Агроинвестору» результаты исследования Национального рейтингового агентства (НРА), согласно которым Россия не смогла сократить импорт продовольствия до целевых показателей.

Стратегия импортозамещения была принята в 2012 г., после введения продовольственного эмбарго в августе 2014 г. в ответ на санкции Запада ряд отраслей получили дополнительный стимул для замещения иностранной продукции.

Согласно результатам исследования НРА, за это время удалось существенно сократить только импорт мяса – на 65%. Но показатель все еще на 2,8% меньше, чем заложено в стратегии. Импорт молочной продукции к концу 2020 г. снизился на 20% вместо заложенных в стратегии 30%. Ввоз плодоовощной продукции уменьшился на 11% вместо запланированных 20%, в том числе овощей – на 27% вместо 70,3%.

Наталья Шагайда считает, что недостижение показателей по импортозамещению свидетельствует о неудачах прогнозирования показателей. Если потребителю будет представлен российский продукт конкурентный по цене и качеству, то импорт заместится сам собой. По ее словам, если этого не будет, то потребитель должен иметь возможность купить то, что ему нужно, даже если это импортный продукт.

«Исходя из этой логики, усилия государства должны быть направлены не на рост объема, а на стимулирование снижения издержек сельхозпроизводителей для производства качественного продукта. Как показали социологические исследования в рамках мониторинга продовольственной безопасности, наши граждане предпочитают покупать российский товар», – заключила Наталья Шагайда.

Понедельник, 07.12.2020