Начинать диалог с ЕС о зоне свободной торговли преждевременно

В ходе саммита РФ-ЕС Россия предложила начать диалог о конкретных действиях и шагах в направлении заключения соглашения о зоне свободной торговли к 2020 г. Однако, как заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, Евросоюз не планирует в ближайшее время начинать переговоры о формировании зоны свободной торговли между ЕС и Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана, посчитав такое объединение сложным.

 

Такая реакция ЕС на предложение России была очевидна, поскольку даже начало переговорного процесса торгово-экономического соглашения с ЕС может быть затруднено по нескольким причинам.

 

Во-первых, сама постановка вопроса в текущем варианте не совсем корректна. С началом функционирования Таможенного союза торговая политика России, Белоруссии и Казахстана передана на наднациональный уровень в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), в которой решения принимаются консенсусом. Точно также, как и в Европейском союзе Еврокомиссия выполняет функции наднационального института, с которым подписываются все внешние торгово-экономические соглашения. Строго говоря, если речь идет об интеграции двух блоков, инициатива должна исходить от исполнительного органа одного интеграционного объединения, а ответ на эту инициативу должен звучать от аналогичных представителей другого интеграционного объединения. Сама же инициатива прозвучала именно на саммите Россия-ЕС (саммита ТС-ЕС не проводится) и исходила из уст представителя лишь одной из стран – участниц Таможенного союза.

 

Во-вторых, сами переговоры, которые должны вестись между Еврокомиссией и ЕЭК, очень трудно начать на сколь угодно серьезном уровне, поскольку ЕС, являясь членом ВТО, будет не очень охотно вести диалог об интеграции с Таможенным союзом, который не нотифицирован в ВТО по понятным причинам: лишь Россия является членом этой организации, и если Казахстан, как ожидается, присоединится в 2014 г., то присоединения Белоруссии даже до 2020 г. никто гарантировать не может. Следовательно, обсуждать торговое соглашение с несуществующим в пространстве ВТО субъектом не представляет большого интереса.

 

В-третьих, интеграция ЕС с развивающимися странами Восточной Европы и странами постсоветского пространства подразумевает выполнение определенных политических условий, касающихся соблюдения прав человека, деятельности судебной системы, защиты прав собственности, корпоративного законодательства и т.д. ЕС никогда не заключит даже торговое соглашение со страной, режим которой считает диктаторским, а именно так в Европе характеризуют политическую систему Белоруссии. Кстати, Украина подошла к историческому выбору о подписании или не подписании соглашения об ассоциации с ЕС, являясь участником программы «Восточное партнерство» и, несмотря на приостановление движения на пути интеграции с ЕС, приняла несколько сотен законов, соответствующих европейским нормам, в частности закон о правоохранительной системе.

 

В-четвертых, не для всех участников Таможенного союза такая интеграция может быть выгодна. В целом в долгосрочном периоде, как показывают расчеты, формирование зоны свободной торговли с Европейским союзом выгодно Российской Федерации, в меньшей степени – Казахстану, невыгодно – Белоруссии – в основном из-за структуры экспорта Белоруссии в Россию, на которую сильно повлияет либерализация торгового режима с ЕС вследствие смещения спроса со стороны России с белорусских товаров на европейские.

 

А.Ю. Кнобель – зав. лабораторией международной торговли

Четверг, 30.01.2014