Мария Гирич о практике определения юрисдикции суда в интернет-спорах в разных странах

Мария Гирич о практике определения юрисдикции суда в интернет-спорах в разных странах
Изображение от freepik

В сентябре 2025 года на площадке Moscow Digital School состоялась запись лекции «Юрисдикционные аспекты электронной коммерции». В рамках мероприятия научный сотрудник лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Мария Гирич рассказала о том, в суд какой страны следует обращаться, если на платформах электронной коммерции нарушаются права пользователя.

Для этого оценивается деятельность продавца или платформы на территории страны. Например, в США применяется концепция «минимальных контактов». Так, при оценке того, может ли суд США рассматривать жалобу истца в трансграничном споре учитывается возможность доставки товаров в США, формирования заказа из США, распространение иностранным продавцом рекламы для потребителей из США, а также активное ведение сайта, который доступен в США (можно ли завести аккаунт, оплатить и пр.). При выполнении этих критериев суд США становится правомочным рассматривать трансграничные споры. В ЕС во многом схожие критерии. При этом Суд ЕС выделяет ещё такие признаки как использование языка или валюты соответствующей страны, использование доменного имени этой страны и пр.

В России также установлены специальные критерии для определения юрисдикции по интернет-спорам, например, российские суды вправе рассматривать дела о защите прав субъекта персональных данных, либо дела о прекращении выдачи оператором поисковой системы ссылок, позволяющих получить доступ к информации в интернете, если истец имеет место жительства в России.

Вторник, 23.09.2025