Екатерина Папченкова: «Законопроект о платформенной занятости не решает проблему „серой“ занятости»

Екатерина Папченкова: «Законопроект о платформенной занятости не решает проблему „серой“ занятости»
Екатерина Папченкова

Эксперт Центра доказательной экспертизы Института Гайдара Екатерина Папченкова в комментарии для «Известий» отметила, что текущая редакция законопроекта о платформенной экономике, по сути, закрепляет существующее положение вещей и не решает проблему «серой» занятости.

«В текущей редакции законопроект о платформенной экономики мало что меняет, так как закрепляет уже сложившееся статус-кво. По сути, прописываются уже сложившееся лучшие практики работы крупных платформ с платформенными занятыми. При этом за пределами регулирования остаётся проблема злоупотребления режимом самозанятости, подмены трудовых отношений и серого аутстаффинга — то есть в целом, проблема серой занятости, которая развивалась исторически за пределами платформ. Платформы как раз обладают потенциалом по обелению и формализации занятости за счёт прозрачности работы и цифровых следов. Однако, законопроект не в полной мере учитывает этот потенциал и регулирует отношения, которые и так формализованы, не создавая для них особых преимуществ», — подчеркнула эксперт.

«К платформам обращается разная категория граждан, но в целом их можно разделить на две группы: микро-предприниматели, фрилансеры, которые рассматривают платформу как площадку для привлечения клиентов; граждане, ищущую подработку для увеличения своего текущего дохода или в качестве временного решения. Также на платформы идут изначально не вовлечённые в рынок труда граждане — студенты, пенсионеры, мамы в декрете. В этом плане платформы играют большую роль в снижении безработицы», — дополнила Екатерина Папченкова.

Говоря о способах повышения прозрачности рынка труда и снижения нелегальной занятости, эксперт отметила возможности цифровых платформ. «В целом, теневую занятость сложно искоренить, её можно просто сделать неудобной и рискованной для всех сторон, дав гибкую и легальную альтернативу. Цифровые платформы могут стать такой альтернативой, но при условии, что они также будут контролировать риски серой занятости и подмены трудовых отношений и будут прозрачны для государства», — отметила Екатерина Папченкова.

«В структуру теневой занятости входит, в частности, неофициально трудоустроенные, заёмный труд в скрытых формах (серый аутстаффинг). В 2025 г. объём рынка скрытого заёмного труда оценивается в 11,4 трлн рублей, количество занятых при этом снизилось и оценивается в 13,9 млн человек. Не считается теневой занятостью заключение гражданско-правовых договоров с налогоплательщиками НПД (налога на профессиональный доход), при условии, что фактически отсутствуют признаки трудовых отношений», — добавила эксперт.

Суббота, 21.06.2025