Антонина Левашенко: «Остановка производства титана в Казахстане приведет к росту цен и перебоям поставок»

Антонина Левашенко: «Остановка производства титана в Казахстане приведет к росту цен и перебоям поставок»
Изображение от VecMes на Freepik

В конце мая власти в Казахстане сообщили о выбросе неизвестного вещества на территории Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината (УКТМК).

Заведующая лабораторией лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко в комментарии изданию «Прайм» заявила, что возможная остановка производства титана на комбинате приведёт к росту мировых цен на металл и серьёзным перебоям в поставках.

Эксперт подчеркнула высокую концентрацию мирового рынка титана и значительную долю УКТМК на нём.

«Весь мировой рынок продукции из титана (например, сплавов или титановой губки) сконцентрирован вокруг нескольких компаний-поставщиков — четверть рынка продукции обеспечивается Россией, другая четверть — японскими компаниями, на долю УКТМК Казахстана, как заявляет сама компания, приходится 11% мирового рынка.

В связи с этим спрос крупных компаний (например, авиастроительных, где титан используется в структурных компонентах самолётов), как правило, стабилен — они ограничены в закупках продукции у нескольких поставщиков. По биржевым данным Shanghai Metals Market, высокий спрос на титан и дефицит предложения на рынке определил тенденцию к установлению твёрдых котировок, то есть фиксированных и гарантированных цен на титан.

Таким образом, потеря любого крупного участника этого рынка (например, в случае перебоев в производстве УКТМК), во-первых, приведёт к росту мировой цены на металл (как, например, сократившиеся в 2023 году поставки титана в Европу привели к росту цены в этом регионе на 1,9%). Во-вторых, вынудит компании-партнеры УКТМК (как „Boeing“, „Airbus“, „General Electric“ и другие) выстраивать новые цепочки поставки титана. Отдельные покупатели титана (как Boeing, Rolls-Roys, Airbus) в 2022 году на фоне санкционной политики против России заявляли о прекращении/сокращении поставок титана из России. Если допустить продолжительные сбои в работе УКТМК, для компаний — это структурные потери двух основных каналов поставки титановой продукции.

Выстраивание новых каналов поставки титана (как сделка 2025 г. Airbus с Саудовской Аравией) или на рынках альтернативных поставщиков титана (например, из Китая) займёт долгое время, могут возникнуть вопросы качества продукции/приобретения контрафакта у новых поставщиков (например, в 2025 году Федеральное авиационное управление США распорядилось провести проверку почти 500 самолётов Boeing 787, в которых были обнаружены дефектные части из титана от итальянских поставщиков).

Для авиационной отрасли любые такие сбои в производстве могут быть критичными, сдерживать введение в эксплуатацию новых самолётов, приносить убытки авиакомпаниям, что неблагоприятно на фоне увеличения за год к апрелю 2025 года авиационного пассажиропотока на 8%, по данным IATA», — рассказала Антонина Левашенко.

Воскресенье, 01.06.2025