Антонина Левашенко, заведующая лабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара, рассказала «Известиям» о том, может ли привести развитие возобновляемой энергетики (ВИЭ) в Китае к спаду импорта российской нефти.
По словам эксперта, «лидерство в производстве и продаже электромобилей позволили Китаю (60% мировых продаж в 2023 г., данные МЭА) планомерно снижать спрос на нефть на 1,2 млн б/с 2019 года (на 1–2% в год), и, по прогнозам МЭА, к 2030 году спрос сократится ещё на 2,5 млн б/с. Судя по прогнозам, к 2030 году почти каждый третий автомобиль на дорогах Китая будет электрическим. В связи с чем компания BP в отчёте прогнозирует, что Китай достигнет потолка потребления нефти на топливо в 2030 году, а МЭА, что в уже в 2025 году».
Антонина Левашенко подчеркнула: «Для мира это демонстрирует тенденцию сдвига в снижении спроса на нефть, поскольку Китай в 2000–2020-е был одним из основных мировых потребителей (19% мирового спроса, данные Энергетического института), в том числе главным потребителем российской нефти (в те годы спрос рос каждый год на 6%, сейчас сокращается). При этом в 2025—2030 гг. спрос на российскую нефть Китаем будет еще обеспечиваться большим числом нефтехимических заводов, перерабатывающих полимеры, синтетические волокна. Однако далее сократится, Китай в качестве национальной цели 14-го пятилетнего плана сам ставит задачу существенно сократить потребление нефти к 2030 году».
Эксперт считает, что несмотря на снижение спроса со стороны Китая, что «потеря китайского импорта для России на этапе до 2050 года будет восстановлена за счёт роста развивающихся стран. Основным лидером поставок останется Индия, благодаря росту ВВП и индустриализации. В Африке спрос на все нефтепродукты будет расти примерно на 2% в год, чему будет способствовать рост ВВП, рост населения страны. В связи с этим, стоит ожидать, что экспорт нефти из России в 2030—2050 гг. практически полностью переориентируется на страны АТР (например, во Вьетнам), а также страны Африки и Латинской Америки (например, в Бразилию)».