Для решения проблемы дефицита бензина и роста цен необходимо увеличение инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и развитие инфраструктуры, в частности расширение сети топливных хранилищ в регионах. Об этом «Независимой газете» заявила заведующая лабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко.
«В России с 2022 года не растут мощности НПЗ, сохраняется средний уровень переработки 6,7 млн баррелей в сутки, по данным Энергетического института (The Energy Institute). При этом спрос на топливные нефтепродукты стабильно растёт на 2–3% ежегодно. Летом спрос, как правило, достигает наивысшего уровня, когда больше автомобильных передвижений по стране. Соответственно, текущие объёмы нефтепереработки России не смогли летом достаточно насытить рынок предложением, в отдельных регионах возникли дефициты бензина. В итоге это спровоцировало рост цен на отдельные марки бензина на биржевых торгах», – прокомментировала эксперт.
Среди факторов, влияющих на ситуацию, Антонина Левашенко выделила плановые и профилактические работы на НПЗ, санкционный режим, который затрудняет модернизацию заводов, а также атаки БПЛА, приводящие к экстренным ремонтам. Кроме того, эксперт отметила сокращение ж/д поставок нефтепродуктов, что также создает дефицит в регионах.
В связи с этим, по мнению эксперта, необходимо «увеличение инвестиций нефтяных компаний для модернизации НПЗ и ввод новых мощностей добычи/переработки, в том числе сложных объектов с другими механизмами бурения, которые считаются нерентабельными, а также проводить ускорение импортозамещания оборудования, что может обеспечиваться также за счёт снижения налоговой нагрузки на нефтяные компании».
Также Левашенко подчеркнула важность «развития инфраструктуры для НПЗ, например, расширение сети топливных хранилищ в регионах, что можно обеспечить путем усиления требований к региональным АЗС по обеспечению работы таких хранилищ. Это обеспечит запасы топлива в регионах на экстренный случай и снизит зависимость от ж/д поставок».