К 2025 году конкуренция на рынке авиаперевозок РФ в условиях продолжающегося санкционного давления приобрела ряд специфических черт, отметила
Банкротства и консолидация стали неизбежным следствием санкционного шока, резко увеличившего издержки и сократившего рынок отечественных авиакомпаний. Рынок стал менее разнообразным, более монополизированным и зависимым от государственной поддержки и регуляторных решений.
С более чем 50 авиакомпаний, имевших сертификат эксплуатанта до 2022 года, к середине 2025 года активно летает менее 15. По оценке на начало 2025 года рынок поделён между основными холдингами: группой «Аэрофлот» (имеет 65–70% внутреннего рынка, около 80% доступного международного рынка) и S7 Group (имеет 20–25% внутреннего рынка, около 15% международного рынка). «Уральские авиалинии» сохраняют значимую, но гораздо меньшую долю (5–7% внутреннего рынка, около 5% международного рынка). Доля государства (через группу «Аэрофлот» и субсидируемые региональные перевозчики с госучастием) в пассажиропотоке превысила 75%.
К 2025 году конкуренция на доступных международных направлениях (Турция, ОАЭ, Таиланд, Китай, Индия, СНГ, Сербия) стала крайне острой
Российские перевозчики конкурируют с иностранными авиакомпаниями, которые обладают такими конкурентными преимуществами как современный и надёжный флот и глобальные сети маршрутов. Например, российские авиакомпании обслуживают 55–60% маршрутов из России в Турцию, Turkish Airlines и Pegasus — 40–45%. В 2021 соотношение было 75% к 25%.
В 2025 году технологические и ресурсные ограничения остаются главным вызовом для российской авиаотрасли в условиях санкций. Программа импортозамещения и создание альтернатив лизингу развиваются, но с серьёзным отставанием от планов. Средний возраст активного флота вырос с 10,1 лет в 2021 году до 14,3 лет в 2025 году. Растёт количество самолётов старше 15 лет. По оценкам, в 2025 году их доля составляет около 35%. Поставки отечественных самолётов сопряжены с рядом ограничений, касающихся зависимости от импортных компонентов, сложности с сертификацией модификаций, высокой себестоимости, а также устаревшей аэродинамикой.
Производства российских
Рынок авиаперевозок РФ в ближайшие годы (2026–2030) будет развиваться в условиях глубоких структурных ограничений, связанных с санкционным давлением и зависимостью от импорта. Основной тренд — консолидация и усиление роли государства при формальном сохранении конкуренции между несколькими крупными группами. Перспективы восстановления здоровой конкуренции напрямую зависят от успеха программы импортозамещения (особенно
По мнению Анастасии Левченко, для поддержания здоровой конкуренции между авиаперевозчиками необходимы следующие меры.
Ускорение импортозамещения с фокусом на эффективность:
- приоритетное финансирование локализации критических систем
МС-21 /SSJ-NEW (двигатели, авионика); - создание стимулов для снижения стоимости владения и эксплуатации отечественных ВС;
- поддержка создания конкурентоспособных сервисных центров (ТО).
Реформа системы господдержки и регулирования:
- прозрачное и недискриминационное распределение субсидий (особенно региональных), слотов в аэропортах, лицензий на международные рейсы — на основе конкурсных процедур;
- снижение административной нагрузки: упрощение процедур сертификации, согласований.
Развитие инфраструктуры и кадров:
- модернизация региональных аэропортов;
- госпрограммы подготовки пилотов и авиатехников (особенно для
МС-21 /SSJ-NEW ); - поддержка развития ВСМ (Высокоскоростной железнодорожной магистрали) как дополнения, а не полного замещения авиации.
Создание условий для частных инвестиций:
- снижение стоимости лизинга через «Рослизинг» и поддержка создания частных лизинговых компаний;
- гарантии защиты инвестиций в условиях санкций;
- налоговые льготы для авиакомпаний, эксплуатирующих отечественные ВС.