Анастасия Левченко, научный сотрудник лаборатории отраслевых рынков и инфраструктуры Института Гайдара, проанализировала основные тенденции развития каршеринга в России и зарубежный регуляторный опыт.
Эксперт отметила значительный рост российского рынка каршеринга: по итогам 2024 года объём услуг увеличился на 25%, а доля пользователей достигла 25% год к году против 18% в 2023 году. В глобальном масштабе, по прогнозам аналитиков IMARC Group, рынок аренды вырастет с зафиксированных 102,5 млрд долл. в 2023 году до 157,3 млрд долларов к 2032 году, при среднегодовом темпе роста (CAGR) около 5%).
Особое значение, по мнению Анастасии Левченко, имеет активное внедрение динамического ценообразования на основе искусственного интеллекта. Российские операторы уже успешно используют ML-модели, анализирующие множество факторов – спрос, время суток, локацию, состояние транспортного средства.
Эксперт обратила внимание на специфику российского подхода к регулированию. В отличие от ЕС и Китая, Россия придерживается политики мягкого регулирования, что подтвердилось отклонением в августе 2025 года законопроекта о жёсткой локализации автопарков.
Такой подход позволяет российским компаниям гибко внедрять инновации, например алгоритмическое ценообразование на основе ИИ, сохраняя конкурентоспособность. Однако отсутствие чётких правил может привести к рискам: рост аварийности и хаотичному расширению парков. Опыт ЕС, где каршеринг интегрирован в MaaS-платформы, и Китая с его ставкой на электромобили показывает, что стратегическое регулирование стимулирует устойчивое развитие.
Анастасия Левченко указала на необходимость сбалансированного подхода для России: создание адаптивной регуляторной среды позволит совместить поддержку технологических инноваций с решением проблем безопасности и инфраструктуры, обеспечив устойчивое развитие отрасли.