Среднесрочные подходы к акцизному налогообложению алкогольной продукции в России (Ассоциация производителей пива, март-май 2021)

В середине марта 2021 г. эксперты Института Гайдара приступили к реализации проекта, предусматривающего разработку среднесрочных подходов к акцизному налогообложению алкогольной продукции в России в рамках договора с Ассоциацией производителей пива (АПП).

Цель исследования – определение подходов к установлению социально и экономически обоснованного уровня акцизных ставок на пиво, водку и вино на период до 2024 г.

Основное содержание работы:

1.   Оценка влияния кризиса 2020 г. на показатели деятельности алкогольной отрасли (в т.ч. по сравнению с другими подотраслями пищевой промышленности). 

2.   Анализ кумулятивных эффектов заморозки акцизных ставок в период 2017–2019 гг. для алкогольной отрасли (включая смежных с ней поставщиков и продавцов). 

3.   Прогноз основных параметров социально-экономического развития России на период до 2024 г. 

4.   Сценарное моделирование изменения акцизных ставок на рассматриваемые виды алкогольной продукции до 2024 г. на объемы производства отрасли (с выделением доли крупного бизнеса и МСП):

-        сохранение действующего акцизного режима (обложение, согласно определенным в НК РФ ставкам с учетом сохранения индексации по инфляции для 2024 г.);

-       заморозка акцизных ставок на все виды алкогольной продукции на уровне 2021 г. на период 2022–2024 гг.

5.   Оценка последствий реализации возможных сценариев изменения акцизного налогообложения для алкогольной отрасли и смежных с ней поставщиков и продавцов (дистрибуционной сети) посредством прогнозирования показателей изменения выпуска (объема производства), занятости (среднесписочной численности работников), уплачиваемых налогов (с выделением НДС и акцизов). 

6.   Оценка влияния акцизного регулирования на здоровье потребителей в России:

-        анализ динамики показателей смертности по причинам, связанным с потреблением алкоголя и оценка информативности данного индикатора для целей настоящего исследования;

-        выработка методологии оценивания на основании обзора зарубежных и российских исследований;

-        формирование базы данных по исследуемым, согласно выработанной методике, детерминантам на основе сведений Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ;

-       определение уровня влияния акциза на разные виды алкоголя на состояние здоровья потребителей.

Исследование было завершено к 15 мая 2021 г.