Реструктуризация бюджетной сферы и повышение эффективности расходов региональных и местных бюджетов

В период с 2004 по 2006 г. Институт экономики переходного периода в консорциуме с «Институтом экономики города» занимался реализацией проекта «Реструктуризация бюджетной сферы и повышение эффективности расходов региональных и местных бюджетов». Заказчиком проекта являлся Минфин России. Работы осуществлялись по договору с Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов.

Целью Проекта являлось оказание консультационных услуг регионам-участникам (Вологодской области, Челябинской области и Чувашской республики) и входящим в их состав репрезентативным муниципалитетам по повышению эффективности расходов региональных и местных бюджетов, совершенствованию деятельности государственных учреждений и реструктуризации госсектора (включая сектор унитарных предприятий). Одной из задач консорциума являлась разработка нормативной базы по оценке эффективности расходов, по управлению расходами и реструктуризации госсектора. Кроме того, предполагалось формирование Кодекса лучшей практики в сфере управления расходами и реструктуризации общественного сектора, а также проведение обучающих семинаров с представителями органов государственной власти регионов – участников проекта и пилотных муниципальных образований.

В рамках проекта была разработана Концепция реструктуризации общественного сектора и повышения эффективности расходов региональных и местных бюджетов. В Концепции были проработаны подходы к осуществлению преобразований, направленных на повышение качества управления общественными финансами, внедрение более эффективных форм предоставления общественных услуг, в частности, Концепцией предусматривается проведение преобразований по следующим основным направлениям:
  • Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат.
  • Переход к новым формам организации и финансирования бюджетных услуг.
  • Оптимизация бюджетной сети.
  • Реформирование имущественных отношений.
  • Взаимодействие государственного и частного секторов при предоставлении общественных услуг, решении общественно значимых задач.
  • Реформирование межбюджетных отношений.

Концепция включает как общую часть, так и отраслевые программы, направленные на учет общих концептуальных подходов в специфических условиях отдельных секторов. Кроме того, в рамках проекта положения общей Концепции были адаптированы для трех субъектов РФ (Вологодской области, Чувашской республики и Челябинской области) и 9 муниципальных образований.

За время реализации проекта ИЭПП было проведено 16 семинаров и 13 «круглых столов» в регионах – участниках проекта и репрезентативных муниципальных образованиях. Основные результаты проекта были изложены в 6 брошюрах:
  1. Временные методические рекомендации по вопросам реструктуризации бюджетной сферы и повышения эффективности расходов региональных и местных бюджетов (Краткая концепция реструктуризации государственного и муниципального сектора и повышения эффективности бюджетных расходов на региональном и местном уровнях). – М.: ИЭПП, 2006. – 182 с.
  2. Выборочные нормативно-правовые акты, подготовленные в рамках региональных и муниципальных концепций реструктуризации и повышения эффективности бюджетных расходов (на примере Вологодской области). – М.: ИЭПП, 2006. – 242 с.
  3. Проблемы, концепция и направления реструктуризации государственного и муниципального сектора и повышения эффективности бюджетных расходов в сфере социального обеспечения и социальной защиты населения. – М.: ИЭПП, 2006. – 228 с.
  4. Реструктуризация и повышение эффективности бюджетных расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Т. 1. Проекты документов в сфере благоустройства и управления жилищным фондом. – М.: ИЭПП, 2006. – 200 с.
  5. Реструктуризация и повышение эффективности бюджетных расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Т. 2. Проекты документов в сфере управления коммунальной инфраструктурой. – М.: ИЭПП, 2006. – 267 с.
  6. Новые подходы к организации бюджетной и внебюджетной деятельности бюджетных учреждений. – М.: ИЭПП, 2006. – 162 с.

Наиболее тесно Институт экономики переходного периода сотрудничал с Вологодской областью и тремя муниципальными образованиями (г. Вологдой, г. Череповцом и Грязовецким муниципальным районом). В ходе работы по реализации проекта для области были разработаны Методические рекомендации по имущественному обеспечению решения вопросов местного значения в муниципальных районах и поселениях, проведена оценка финансовых последствий изменения межбюджетных отношений в области. ИЭПП оказывал активное содействие в работе по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, на региональном уровне, в частности, сотрудничал с департаментами образования и культуры при подготовке докладов о результатах и основных направлениях их деятельности. Для Грязовецкого района Вологодской области была разработана информационная система «Мониторинг сети образовательных учреждений», которая позволяет автоматизировать процесс сбора и обработки информации, необходимой для оценки эффективности использования сети образовательных учреждений и принятия решений о реструктуризации бюджетной сети.

Подробное описание проекта