Разработка предложений по повышению эффективности и безопасности использования стратегической ресурсной базы арктических морей и континентального шельфа Российской Федерации (Минэкономразвития России, 2013)

В ноябре-декабре 2013 г. специалисты Института Гайдара выполнили исследование в рамках федеральной целевой программы «Мировой океан», подпрограммы «Освоение и использование Арктики» в 2013 г. по теме: «Совершенствование экономических механизмов, обеспечивающих развитие ресурсной базы, повышение эффективности распоряжения недрами арктического континентального шельфа Российской Федерации и энергетической эффективности работ в Арктической зоне Российской Федерации».

Целью научно-исследовательской работы была подготовка предложений по повышению эффективности и безопасности использования стратегической ресурсной базы арктических морей и континентального шельфа Российской Федерации.

 

В соответствии с поставленной перед экспертами Института целью были выполнены следующие работы:
1.    Анализ существующей в Российской Федерации системы оценки и учета ресурсов и запасов минерального сырья в качестве федеральной собственности и предложения по повышению эффективности их бюджетного учета в качестве нефинансовых (непроизведенных) активов с учетом мирового опыта, в том числе арктических государств.
2.    Анализ разработанного и одобренного межправительственным Арктическим советом Руководства по нефти и газу на шельфе и предложения по его использованию в качестве минимальных стандартов в соответствующем нормативном правовом акте Российской Федерации.
3.    Предложения по совершенствованию экономических механизмов (стимулирования и принуждения) для предотвращения и устранения загрязнения морской среды при освоении ресурсов континентального шельфа в Арктике с учетом опыта других арктических государств.
4.    Предложения по приоритетным направлениям международного сотрудничества в области разведки и освоения континентального шельфа с учетом обеспечения экологической безопасности Арктического региона.

 

В НИР был детально изучен зарубежный опыт (США, отдельных стран Европы, Китая) учета и оценки полезных ископаемых, в первую очередь углеводородного сырья в качестве государственной собственности, дана оценка плюсов и минусов действующей системы оценки и учета ресурсов и запасов минерального сырья Российской Федерации, а также выработаны предложения с учетом зарубежного опыта по повышению эффективности учета минерального сырья в качестве нефинансовых (непроизведенных) госактивов.