Гайдаровский форум – 2015: дискуссии с участием экспертов Института Гайдара

Четверг, 15.01.2015, 08:42

В экспертной дискуссии «Нефтегазовый комплекс России: внешние вызовы и приоритеты развития» приняли участие Заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов, заместитель директора Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Министерства энергетики РФ Александр Гладков, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Илья Трунин, председатель Совета директоров ОАО «Аэрофлот» и ОАО «РЖД» Кирилл Андросов, вице-президент по внешним связям российского подразделения British Petroleum Russia Владимир Дребенцов, директор Центра исследований отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС, руководитель Научного направления «Реальный сектор» Института Гайдара Георгий Идрисов.

В рамках дискуссии обсуждались следующие вопросы: оптимальные для российской экономики цены на нефть, приоритеты и стратегические направления развития добычи и переработки российской нефти; государственное регулирование и стимулирование развития отрасли, структура рынка и механизмы взаимодействия игроков, текущее состояние и перспективы, модель устройства газового рынка РФ.

Георгий Идрисов выступил с докладом «Налоговый маневр и новые макроэкономические ориентиры», в котором отметил, что основной (экономический) мотив существования экспортной пошлины (по сравнению с налогообложением нефтяного сектора) – прямое  субсидирование российского общества. Однако этот мотив уже давно не работает: между нефтью и российским обществом есть промежуточное звено – российская нефтепереработка.

Презентация к выступлению >>>

При изъятии и распределении ресурсной ренты возможно задать систему стимулов: к модернизации экономики, к рациональному использованию ресурсов, к снижению энергоемкости, к снижению негативного влияния на окружающую среду. Однако существующий в России механизм изъятия и распределения ресурсной ренты не содержит системы стимулов к модернизации, энергоэффективности, защите окружающей среды: ресурсная рента с внешнего рынка изымается экспортными пошлинами, ресурсная рента на внутреннем рынке через низкие цены на энергоносители напрямую (без поступления в бюджет) распределяется между ресурсопотребляющими отраслями и населением, различия в экспортной пошлине на светлые и темные нефтепродукты создают отрицательные стимулы к модернизации, искаженные ценовые пропорции на внутреннем рынке консервируют нашу отсталость.

Также было отмечено, что последние изменения налогового законодательства, предусматривающие поэтапное снижение экспортных пошлин и повышение НДПИ к 2017 г., соответствуют логике налогового маневра – устранение фактического субсидирования неэффективности внутренних потребителей заниженными ценами на нефть. В 2015 г. повышение сборов НДПИ будет более чем в два раза превышать снижение сборов экспортных пошлин.

Это простимулирует отечественную нефтепереработку к повышению эффективности в мировых ценах, что позволит частично снизить неэффективное субсидирование отечественной нефтепереработки. При этом в новых макроэкономических условиях (низкие цены на нефть, инфляция за счет ослабление курса и эффекта переноса) представляется целесообразным дальнейшее и полное проведение налогового маневра.

Микроэкономические эффекты от повышения внутренних цен на нефтепродукты (при соответствующем снижении акцизов) минимальны по сравнению с эффектами от других процессов, происходящих в экономике, плюс существенным образом сокращается российский нефтегазовый трансферт партнерам по ЕЭАС, что позволит оздоровить интеграционный переговорный процесс.

Модератором экспертной дискуссии «Северный Кавказ: истоки нестабильности» выступила руководитель Научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института Гайдара Ирина Стародубровская.

 

В ходе встречи были представлены результаты проводимых в последние два года в Институте Гайдара и РАНХиГС исследований проблем радикализма и насилия на Северном Кавказе. Участники дискуссии обсудили эти результатыи высказали свое мнение по предложенной теме.

Презентация к докладу «Радикализм и насилие на Северном Кавказе: причины и способы нейтрализации» >>>

Георгий Идрисов, директор Центра исследований отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС, руководитель Научного направления «Реальный сектор» Института Гайдара, выступил модератором экспертной дискуссии «Перспективы развития газового рынка России».

В дискуссии приняли участие старший аналитик Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО Мария Белова, советник генерального директора ООО «Газпром экспорт» Андрей Конопляник, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов, заместитель начальника Департамента экономической экспертизы и ценообразования ОАО «Газпром» Василий Смирнов, заместитель главного редактора журнала «Нефтегазовая Вертикаль» Валерий Андрианов.

Участники встречи обсудили вызовы и перспективы регулирования рынка, перспективную институциональную модель внутреннего рынка, неопределенности мирового рынка газа, последствия международных санкций для России.

Были представлены следующие доклады:
•    Георгий Идрисов. Теоретические и практические аспекты ценообразования на природный газ на внутреннем и внешнем рынках (презентация к докладу);
•    Мария Белова. Оптимальная институциональная модель внутреннего газового рынка;
•    Андрей Конопляник. Турбулентность мирового и российского газового рынка;
•    Илья Долматов. Подходы к ликвидации дисбалансов на внутреннем рынке газа;
•    Василий Смирнов. Трансформация газовых отношений ОАО «Газпром».

В рамках экспертной дискуссии «Стратегирование регионального развития: макроэкономические и законодательные вызовы» с докладом «Долги региональных и муниципальных бюджетов» выступил  зав. лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Арсений Мамедов.

В своем выступлении он отметил, что в 2014 г. объем долга региональных и муниципальных бюджетов значительно вырос. При этом изменение общего уровня задолженности происходило за счет увеличения долга по государственным ценным бумагам субъектов и по бюджетным кредитам при одновременном сокращении объема государственных гарантий. Задолженность по коммерческим (банковским) кредитам также несколько сократилась.

Как отметил эксперт, если ранее основная доля регионального долга приходилась только на 2 субъекта Российской Федерации – на г. Москву и Московскую область (на 1 января 2011 г. – 40,7% совокупного объема регионального долга), то по состоянию на 1 ноября 2014 г. на них приходилось только 11% совокупного объема долга. За 10 месяцев 2014 г. данные субъекты Российской Федерации дополнительно снизили уровень своего государственного долга на 23,5%.

В настоящее время основными заемщиками (по объемам накопленного долга) являются г. Москва (136 млрд руб.), Краснодарский край (134 млрд руб.), Московская область (89 млрд руб.) и Республика Татарстан (85 млрд руб.).

В целом об увеличении долговой нагрузки во многих субъектах РФ говорят и данные в региональном разрезе. За 10 месяцев 2014 г. в 54 из 82 субъектов Российской Федерации объем государственного долга увеличился, при этом в 8 субъектах Российской Федерации произошел прирост долга более чем на 50%.

Однако существенный прирост государственного долга, как правило, происходит в последние месяцы года, поэтому можно ожидать, что имеющиеся на данный момент показатели долга к концу 2014 г. еще более увеличатся (годовые данные будут опубликованы лишь в феврале). В то же время снижение доступности банковских кредитов (в связи с повышением ставок) и проблемы на фондовом рынке (соответственно трудности с размещением облигаций) в конце прошлого года могли оказаться сдерживающим фактором в плане роста объемов долга. Разумеется, это никак не может трактоваться как улучшение ситуации в региональных финансах, т.к. в результате регионы могли еще больше урезать свои инвестиционные расходы, направленные на развитие экономики (прежде всего, расходы на инфраструктуру).

Участники экспертной дискуссии «Исламские финансы: перспективы, возможности, риски» обсудили источники новых возможностей и перспектив для развития финансовой системы и экономики в целом, способ финансирования государственных проектов, чем являются исламские финансы и рынок исламских ценных бумаг. Эксперты проанализировали препятствия (правовые, налоговые, административные и др.) для успешного становления отрасли исламских финансов, риски, связанные с появлением исламских финансов, для стабильности финансовой системы и защиты прав потребителя, а также оптимальный баланс методов регулирования, саморегулирования и господдержки для эффективного развития отрасли исламских финансов.

Модераторами  дискуссии выступили заместитель директора Центра исследований международной торговли РАНХиГС, с.н.с. лаборатории международной торговли Бекхан Чокаев и с.н.с. РАНХиГС, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова Магомет Яндиев.

Среди выступающих были адъюнкт-профессор финансов Мичиганского университета (США), научный руководитель Лаборатории эмпирических исследований финансовых рынков Института Гайдара Андрей Симонов, доцент политологии Джорджтаунского университета в Катаре  Бирол Башкан, председатель Совета по исламскому праву Центра развития исламской экономики и финансов Булат Мулюков, генеральный директор исламской финансовой компании «ЛяРибаФинанс» Мурад Алискеров, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета Ренат Беккин, директор Департамента по исламскому банкингу в Международном банке Азербайджана Бехнам Гурбанзаде, директор Департамента экономики Совета муфтиев России Мадина Калимуллина, генеральный директор «Национального рейтингового агентства» Виктор Четвериков.

Презентации к выступлениям:

На экспертной дискуссии «Прогнозирование ВВП и инвестиций в России: проблемы, особенности, тенденции» обсуждались подходы и методы прогнозирования ВВП и инвестиций в ситуации экономической нестабильности. Модератором выступила зав. лабораторией краткосрочного прогнозирования Института Гайдара, РАНХиГС) Марина Турунцева. В обсуждении приняли участие Геннадий Куранов (Минэкономразвития России), Александр Широв (ИНП РАН), Александр Френкель (Институт экономики РАН), Евгений Надоршин (АФК «Система»), Алексей Пономаренко (Банк России), Кирилл Кононов (Газпромбанк), Андрей Полбин (РАНХиГС и ИЭП им. Е.Т. Гайдара).

 

В ходе дискуссии были рассмотрены различные аспекты прогнозирования ВВП и инвестиций, в том числе, цели прогнозирования; методы, которые можно использовать для улучшения качества прогнозов; источники неточности прогнозов.

Обсуждая основные проблемы прогнозирования в текущий момент, все эксперты отметили, что главным их источником является высокая волатильность цен на нефть, которая оказывает негативное влияние на качество прогнозов показателей ВВП и инвестиций.

Презентации к выступлениям:

Международная лаборатория изучения бюджетной устойчивости Института Гайдара и РАНХиГС, которой руководит профессор Бостонского Университета Лоуренс Котликофф, провела экспертный круглый стол «Экономика России в модели общего экономического равновесия».

Во вступительном слове профессор Л. Котликофф отметил, что разработанная лабораторией расчетная модель общего равновесия (computable general equilibrium model, CGE)  работает для набора регионов/стран, а именно: США, Японии, Европы, Китая, Азии и России, и позволит понять, как демографические изменения и фискальная политика во всем мире повлияет на рост реальной заработной платы, процентные ставки, и экономический рост (как глобальный, так и региональный/внутренний) с течением времени.

В целом спектр применения CGE-модели довольно широк. В частности, в дальнейшем планируется калибровка модели с учетом остальных регионов мира (Африка, Латинская Америка, Австралия и др.), использование данного подхода с точки зрения моделирования различных мер экономической политики, а также  включение в модель блока, связанного с ухудшением окружающей среды, в том числе, налоговых инструментов, направленных на смягчение этой глобальной проблемы.

Участники дискуссии рассказали о своем опыте использования моделей общего равновесия для оценки различных аспектов экономики и эффектов экономической политики, в том числе о моделировании международной торговли в рамках расчетной модели общего экономического равновесия GLOBE.

Модератором дискуссии выступила зав. лабораторией исследований проблем экономического роста ИПЭИ РАНХиГС, зам. зав. международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости Института Гайдара Мария Казакова. Научные доклады представили с.н.с. ЦЭФИР Наталья Турдыева, научный сотрудник лаборатории международной торговли Института Гайдара Дмитрий Кузнецов, советник отдела методологии и анализа Департамента макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии Олеся Полякова, с.н.с. Центра изучения проблем центральных банков ИПЭИ РАНХиГС, ИЭП им. Е.Т. Гайдара Андрей Зубарев.

Подводя итоги дискуссии, М. Казакова отметила, что подход общего экономического равновесия является довольно актуальным и перспективным направлением, поскольку позволяет моделировать различные сектора экономики, а  также оценивать последствия тех или иных изменений в экономической политике. Она также выразила надежду, что состоявшаяся дискуссия будет способствовать достижению прогресса в исследованиях, проводимых  на основе данного подхода.

Презентации к докладам:

Участники экспертной дискуссии «Вызовы денежно-кредитной политики в новых условиях» рассмотрели новую модель денежно-кредитной политики Центрального банка, эффект переноса обменного курса рубля в цены, источники формирования денежного предложения в России, политику Банка России на валютном рынке, трансмиссионные механизмы денежно-кредитной политики ЦБ, устойчивость платежного баланса, ограничения на операции с капиталом, цели и правила денежно-кредитной политики.

Модератором дискуссии выступил руководитель Научного направления «Макроэкономика и финансы» Института Гайдара Павел Трунин.

 

С докладами выступили ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования РАН Олег Солнцев,  главный экономист по России и СНГ банка HSBC Александр Морозов, директор Департамента денежно-кредитной политики Центрального банка РФ  Игорь Дмитриев, заместитель начальника Центра экономического прогнозирования ОАО «Газпромбанк» Максим Петроневич, директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова, с.н.с. Центра изучения проблем центральных банков РАНХиГС Елена Леонтьева.

Презентации к выступлениям:

Экспертная дискуссия «Проблемы и перспективы развития пивоваренной отрасли в России» была посвящена обсуждению основных итогов развития пивоваренной отрасли в 2010–2014 гг., методологических подходов к оценке вклада отдельной отрасли в ВВП и занятости в экономике, регулирования алкогольного рынка, совершенствования налогообложения спиртосодержащей продукции, а также возможных сценариев совершенствования регулирования алкогольного рынка и пивоваренной отрасли до 2020 г.

Модератором выступил Исполнительный директор Института Гайдара Сергей Приходько. В дискуссии приняли участие директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Илья Трунин, директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадим Живулин, Директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский, научный сотрудник лаборатории исследований отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС Юрий Пономарев.

Временный мораторий на внедрение новых законодательных инициатив в отношении пивоваренной отрасли и выделение пива в отдельно регулируемую категорию будут способствовать росту экономики и сокращению показателей алкоголизма. К такому выводу пришли эксперты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, которые провели оценку результатов влияния государственного регулирования на рынок пивоваренной продукции.

Презентация исследования, полная версия которого будет доступна в начале февраля 2015 года, прошла 15 января во время экспертной дискуссии на тему «Проблемы и перспективы развития пивоваренной отрасли в России», состоявшейся в рамках Гайдаровского форума 2015 в Москве.

В задачи работы  входили оценка влияния принятых за последние несколько лет норм регулирования в отношении пива на показатели здоровья населения и экономику, а также анализ возможных сценариев развития пивоваренной отрасли до 2020 года.
Согласно данным Росстата, за последние 10 лет уровень смертности от алкоголя снизился на 56%, а потребление алкоголя за аналогичный период сократилось на 18%. Однако, как показал статистический анализ, связи между потреблением пива и смертностью от алкоголизма не выявлено.

Наиболее существенное снижение вредных последствий от употребления алкоголя наблюдалось в период с 2003 по 2007 годы, когда потребление крепкого алкоголя снижалось, а потребление пива росло. Таким образом, усиление норм регулирования в отношении пива не позволило улучшить показатели здоровья населения.

Результаты независимых клинических исследований показывают, что пиво является наименее вредным из всех алкогольных напитков. Несмотря на это, с 2010 года в России именно в отношении рынка пива применена серия жестких ограничительных мер, включая запрет рекламы, ограничение продаж  и увеличение акцизного сбора. В результате система регулирования и налогообложения пивной отрасли в России оказалась одной из наиболее жестких в Европе.

Акцизная политика России в отношении пива привела к тому, что оно стало стоить в 1,5 раза дороже крепких спиртных напитков (в пересчете на процентное содержание алкоголя). Подобное соотношение акцизов не позволяет компенсировать ни разницу в стоимости производства пива и крепких напитков, ни изменить соотношение в потреблении пива и крепкого алкоголя для снижения негативного воздействия на здоровье населения.

Текущее регулирование и акцизная политика в отношении пива уже привели к потерям в экономике, эквивалентным сокращению 61 000 рабочих мест и снижению ВВП на 59 млрд рублей, потребление пива в 2009-2012 годах упало на 2,3 млрд литров.
Расчеты показывают, что уже принятые меры, равно как и текущий план правительства в рамках Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года не окажут положительного влияния ни на здоровье населения, ни на экономику страны.

Участники экспертной дискуссии подчеркивают, что смягчение норм регулирования рынка пива может позволить в период до 2020 г. сохранить 15 000 жизней и увеличить ВВП страны на 271 млрд руб. (в ценах 2013 г.).

Таким образом, с целью стабилизации ситуации на алкогольном рынке и повышению конкурентоспособности легально произведенной алкогольной продукции видятся целесообразным следующие шаги:

- изменение подходов к регулированию пивоваренной отрасли, в том числе за счет выделения производства и оборота пива и напитков на основе пива в отдельное от других видов алкогольной продукции  регулирование для предотвращения дальнейшего негативного влияния на экономику и восстановления ее роста.

- введение «законодательных каникул» - временной приостановке разработки и вступления в силу новых законодательных инициатив, ужесточающих регулирование пивоваренной индустрии и смежных отраслей, как минимум на два года до 1 января 2017 года.

- запрет на вступление в силу и соответствующий перенос вступления в силу федеральных законов до полной разработки всех связанных с ними подзаконных нормативно-правовых актов с учетом мнения отрасли и по результатам проведения процедуры общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия.

- инициирование и проведение пересмотра ранее принятых нормативно-правовых актов в рамках процедуры ретроспективной оценки регуляторного воздействия (в том числе отмену запрета продаж пива и напитков на основе пива в объектах нестационарной торговли).

-  снижение ставки акциза для пива и напитков на основе пива с целью стимулирования потребления пива с меньшим содержанием этилового спирта.

Участники экспертной дискуссии считают необходимым проинформировать профильные органы власти на федеральном и региональном уровнях о результатах исследования и предлагаемых шагах по исправлению ситуации, а также создать рабочую группу при Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств под руководством Министерства экономического развития РФ для разработки и реализации предложенных действий.

Начальник отдела косвенных налогов Министерства финансов РФ Нина Нечипорчук: «Министерство финансов проводит взвешенную политику в отношении индексации ставок акцизов на пиво, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию и существенное падение рынка пива. Пивовары уплачивают акцизные платежи, которые имеют существенное значение для субъектов РФ, добросовестно и стабильно. При этом важно отметить, что нелегального рынка пива в России нет».

Директор Департамента оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития Вадим Живулин: «Важно тщательно оценивать последствия введения ограничений. В последнее время в отношении ряда отраслей российской экономики, в том числе и пивоваренной, постоянно появляется большое количество законодательных инициатив, принятие большей части из которых нецелесообразно. Безусловно, государственное регулирование необходимо, но оно должно быть обоснованным  и предсказуемым, поскольку бизнес нуждается в долгосрочном планировании инвестиций».

 

В рамках экспертной дискуссии «Вызовы евразийской интеграции в свете современных торгово-экономических процессов на постсоветском пространстве» обсуждались первые последствия Таможенного союза и ЕЭП, влияние на экономику стран ТС интеграционного сотрудничества ЕС и некоторых стран СНГ, перспективы расширения ЕАЭС, существующие проблемы экономического роста внутри ЕАЭС, пути устранения барьеров торговли внутри ЕАЭС.

Модератором дискуссии выступил директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС, зав. лабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель.

В обсуждении приняли участие: экономист, консультант Всемирного банка Дэвид Тарр, директор по прикладным исследованиям Центра экономических и финансовых исследований и разработок Наталья Волчкова, заместитель директора Департамента макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии Андрей Липин.

В рамках экспертной дискуссии «Актуальные проблемы налогового законодательства» были обсуждены следующие вопросы: закон о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний, который действует в России с 2015 г.;  систематизация налогов и сборов, не включенных в Налоговый кодекс; первые итоги применения новых правил трансфертного ценообразования; актуальные вопросы налогообложения НДС; уголовная ответственность за налоговые преступления.

Модераторами дискуссии выступили руководитель Научного направления «Правовые исследования» Института Гайдара Анна Золотарева и зав. лабораторией исследований налоговой политики РАНХиГС Светлана Шаталова.

 

В обсуждении приняли участие: Марина Белякова, партнер EY; Мария Михайлова, старший юрист практики по разрешению налоговых споров PwC Legal; Анастасия Киреева, ведущий научный сотрудник лаборатории экспертизы законодательства РАНХиГС; Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп»; Максим Скороходов, директор Департамента аудита и МСФО группы компаний АКИГ; Юрий Федюкин, член правления, директор Департамента юридического и налогового консалтинга Группы компаний АКИГ; Валерий Ильченко,  PwC Legal.

В ходе экспертной дискуссии «Целевой капитал некоммерческих организаций. Актуальные направления развития» были обсуждены проблемы развития законодательной базы в части целевого капитала и возможности для поддержки развития целевых капиталов. Обсуждение условно разделилось на две части. В первой части основной темой дискуссии стали вопросы недвижимого имущества в составе целевого капитала, во второй – что делать фондам в условиях экономического спада.

Модераторами обсуждения выступили научный сотрудник лаборатории экспертизы законодательства РАНХиГС, начальник юридического отдела Института Гайдара Ирина Толмачева и исполнительный директор некоммерческого партнерства грантодающих организаций «Форум Доноров» Наталья Каминарская.

С докладами выступили директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин, руководитель аппарата ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге Алла Самолетова, ведущий юрист Фонда просвещения «Мета» Дмитрий Денисов, руководитель Группы развития целевого капитала Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Субанова, директор по инвестициям фонда целевого капитала «Перспектива» Дмитрий Соколов, заместитель начальника Департамента инвестиционного менеджмента ОАО «Газпромбанк» Людмила Пантелеева, член Попечительского совета фонда развития и поддержки Артем Шейкин, представитель детского благотворительного фонда «Виктория» Елена Фалевич, начальник инвестиционного отдела Российского научного фонда Сергей Суров, директор Управляющей компании «Либра капитал» Игорь Забелкин, президент благотворительно фонда «Банк продовольствия "Русь"», член управляющего совета благотворительного фонда «Фудбэнк Рус» Роман Златкин, заместитель начальника Управления по работе с выпускниками и корпоративными партнерами СПбГЭУ Филипп Лупов.

Основные рекомендации экспертов и участников свелись к необходимости продолжить сотрудничество с представителями власти в вопросах поддержки фондов целевого капитала; обсудить возможность введения льготы по налогу на имущество при пополнении целевого капитала недвижимым имуществом (прежде всего, здания, сооружения, земельные участки); усовершенствовать закон о целевом капитале, прежде всего в части сроков по передаче полученной недвижимости в доверительное управление.

Презентации к докладам:

Круглый стол «Формирование экономики знаний в России: вузы, предприятия и институты» был посвящен проблемам и перспективам построения экономики знаний в России, его модераторами выступили зав. лабораторией инновационной экономики Института Гайдара Вера Баринова и директор Центра экономики знаний РАНХиГС Владимир Комаров.

Ключевыми вопросами на круглом столе стали следующие: экономика знаний как новая модель экономического развития и ее реализация в российских условиях; формы интеграции вузов в инновационную экономику; специфика российских предприятий как субъектов инновационной деятельности; оптимальные механизмы взаимодействия вузов, предприятий и институтов в целях развития новой экономики в России.

В работе круглого стола приняли участие известные эксперты, специализирующиеся на вопросах формирования экономики знаний в России, представители ведущих вузов России, малого и среднего бизнеса, крупных консалтинговых компаний, научно-исследовательских организаций, ведущих институтов поддержки развития экономики знаний в России. Среди выступивших были: заместитель генерального директора ОАО «Российская венчурная компания» Евгений Кузнецов, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ  Алексей Шестоперов, заведующая лабораторией экономики социальной сферы Института Гайдара, руководитель группы по научной и промышленной политике Сколковского института науки и технологий Ирина Дежина, заместитель директора Института социальной политики Академии труда и социальных отношений Лариса Зубова, руководитель Департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Владимир Солодов, руководитель Департамента по работе с научным сообществом «Иннопрактика» Александр Вересов, профессор Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Молчанова, заведующий лабораторией экономики знаний РАНХиГС Владимир Комаров, старший научный сотрудник Лаборатории исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС Степан Земцов.

Презентации к выступлениям:

В ходе дискуссии были высказаны различные точки зрения относительно основных субъектов формирования экономики знаний в России, ключевых проблем, сопутствующих данному процессу, и возможных подходов к его стимулированию. Так, эксперты сошлись во мнении, что для продолжения развития экономики в векторе построения экономики знаний необходимо четкое целеполагание, применение новейших механизмов инновационного развития и адаптация уже существующих институтов, а также концентрация ключевых процессах в основных субъектах – университетах.