Как поддержать бюджет без ущерба для экономического роста

"Ведомости" опубликовали расчеты Института Гайдара о влиянии снижения налоговых ставок на пополнение бюджета. 
В 2001 г. вместо прогрессивной шкалы подоходного налога была введена плоская 13%-ная ставка, благодаря чему доходы по НДФЛ выросли с тогдашних 2,86% ВВП до 3,84% ВВП в 2007 г. (здесь и далее – оценка Института Гайдара). В 2004 г. НДС был снижен с 20 до 18%, в результате к 2007 г. поступления по нему увеличились с исходных 6,3% до 6,86% ВВП.

Наибольший же эффект принесло снижение с 35 до 24% предельной ставки налога на прибыль, которое произошло в 2002 г.: сборы по нему на тот момент составляли 4,28% ВВП, но уже к 2007 г. достигли 6,58% ВВП. Это во многом объясняет, почему в 2009 г. правительство в ответ на кризис не побоялось снизить налог на прибыль до 20%.

В этой же логике были выдержаны решения об отмене налога с продаж и оборотных налогов – на пользователей автодорог и на содержание объектов социально-культурной сферы, которые суммарно в начале 2000-х гг. приносили чуть менее 2,5% ВВП. Компенсировать выпадающие доходы правительство смогло за счет внедрения более простых в администрировании акцизов на дизель и моторные масла и упрощения налогообложения нефтедобычи: в 2002 г. вместо роялти, акциза на нефть и отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы стал действовать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Пятница, 26.07.2019