Стратегия развития Северного Кавказа: основные вызовы
Дата публикации
Среда, 20.07.2022
Авторы
И.В. Стародубровская, Д.А. Ситкевич
Серия
Экономическая политика. 2022. Т.17. №3. С.74–97
Аннотация
Статья посвящена применимости на Северном Кавказе различных подходов к стимулированию догоняющего развития. В работе выделяются два подобных подхода: «модернизация сверху», опирающаяся на государственные вложения и господдержку крупных частных инвестиций, и «модернизация снизу», где основным драйвером выступает местный бизнес, а государство создает условия и ликвидирует барьеры на пути его успешного развития. «Модернизация сверху», продемонстрировавшая свой потенциал в индустриальную эпоху, в современных условиях дает всё более серьезные сбои, поскольку формирует искаженную мотивацию у всех участников процесса: федеральных и региональных государственных органов, институтов развития, инвесторов, органов МСУ и населения. Это подтверждается неудовлетворительными результатами реализации Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года. Однако неэффективность «модернизации сверху» не означает, что в регионе реализуема модель «модернизации снизу». Проведенное нами количественное и качественное исследование показало, что на Северном Кавказе есть определенные предпосылки для успеха «модернизации снизу»: положительное отношение респондентов к предпринимательству и его поддержке государством, готовность местного населения заниматься бизнесом, потенциал открытого социального капитала. При этом существующие барьеры, связанные прежде всего с недостатком человеческого капитала и низким качеством институциональной среды, могут воспрепятствовать успеху любой политики догоняющего развития. Поэтому обновленная стратегия развития Северного Кавказа должна не только быть нацелена на поддержку местного бизнеса, но и включать меры по улучшению качества высшего образования в регионе, а также наряду с политикой улучшения инвестиционного климата содержать инструменты «выкупа» административных барьеров.
Статья посвящена применимости на Северном Кавказе различных подходов к стимулированию догоняющего развития. В работе выделяются два подобных подхода: «модернизация сверху», опирающаяся на государственные вложения и господдержку крупных частных инвестиций, и «модернизация снизу», где основным драйвером выступает местный бизнес, а государство создает условия и ликвидирует барьеры на пути его успешного развития. «Модернизация сверху», продемонстрировавшая свой потенциал в индустриальную эпоху, в современных условиях дает всё более серьезные сбои, поскольку формирует искаженную мотивацию у всех участников процесса: федеральных и региональных государственных органов, институтов развития, инвесторов, органов МСУ и населения. Это подтверждается неудовлетворительными результатами реализации Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года. Однако неэффективность «модернизации сверху» не означает, что в регионе реализуема модель «модернизации снизу». Проведенное нами количественное и качественное исследование показало, что на Северном Кавказе есть определенные предпосылки для успеха «модернизации снизу»: положительное отношение респондентов к предпринимательству и его поддержке государством, готовность местного населения заниматься бизнесом, потенциал открытого социального капитала. При этом существующие барьеры, связанные прежде всего с недостатком человеческого капитала и низким качеством институциональной среды, могут воспрепятствовать успеху любой политики догоняющего развития. Поэтому обновленная стратегия развития Северного Кавказа должна не только быть нацелена на поддержку местного бизнеса, но и включать меры по улучшению качества высшего образования в регионе, а также наряду с политикой улучшения инвестиционного климата содержать инструменты «выкупа» административных барьеров.