Налоговый маневр в нефтяной отрасли: промежуточные итоги и риски дальнейшей реализации
Дата публикации
Четверг, 26.11.2020
Авторы
А.С. Каукин, Е.М. Миллер
Серия
Вопросы экономики. 2020. №10. С.28–43
Аннотация
В статье анализируются последствия программы постепенной отмены экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты для создания стимулов к повышению энергоэффективности российской экономики и устранения отсталости, обусловленной долгосрочным субсидированием неэффективной российской нефтепереработки (так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли). По результатам расчетов сделан вывод, что даже с учетом отклонений от запланированных параметров изменения налогового регулирования нефтяной отрасли в 2014-2019 гг. налоговый маневр принес в государственный бюджет за 2014-2017 гг. свыше 3,5 трлн руб. (в 2019 г. - 148 млрд руб.), в основном за счет повышения базовой ставки НДПИ, а также способствовал увеличению глубины переработки нефти на НПЗ с 72 до 85%. Выявлены риски, связанные с текущим планом реформирования налогообложения отрасли до 2024 г., предложена альтернатива, способная нивелировать некоторые из них. Сравнительный анализ эффектов от проведения налогового маневра по текущему плану и реализации альтернативного варианта говорит о том, что последний позволит достичь большего суммарного бюджетного эффекта за четыре года, сократить затраты на субсидирование отечественной нефтепереработки, повысить эффективность работы российских ВИНК, снизить темпы роста цен на нефтепродукты на розничном рынке.
В статье анализируются последствия программы постепенной отмены экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты для создания стимулов к повышению энергоэффективности российской экономики и устранения отсталости, обусловленной долгосрочным субсидированием неэффективной российской нефтепереработки (так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли). По результатам расчетов сделан вывод, что даже с учетом отклонений от запланированных параметров изменения налогового регулирования нефтяной отрасли в 2014-2019 гг. налоговый маневр принес в государственный бюджет за 2014-2017 гг. свыше 3,5 трлн руб. (в 2019 г. - 148 млрд руб.), в основном за счет повышения базовой ставки НДПИ, а также способствовал увеличению глубины переработки нефти на НПЗ с 72 до 85%. Выявлены риски, связанные с текущим планом реформирования налогообложения отрасли до 2024 г., предложена альтернатива, способная нивелировать некоторые из них. Сравнительный анализ эффектов от проведения налогового маневра по текущему плану и реализации альтернативного варианта говорит о том, что последний позволит достичь большего суммарного бюджетного эффекта за четыре года, сократить затраты на субсидирование отечественной нефтепереработки, повысить эффективность работы российских ВИНК, снизить темпы роста цен на нефтепродукты на розничном рынке.
Полная версия
https://elibrary.ru/item.asp?id=44061366