Реформирование акцизного налогообложения в Российской Федерации

Дата публикации
Четверг, 10.02.2000

Авторы
С. Баткибеков

Серия
АМР США

Аннотация
Акцизы являются налогами, налагаемыми на специальный перечень товаров. Товары, облагаемые акцизами, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для его взимания. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы на единицу продукции, эта мера дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 7
1.1. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление. 7
1.2. Преимущества и недостатки адвалорной, специфической и смешанной ставок акцизов. 8
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 11
2.1. Определение налогооблагаемой базы акцизов. 11
2.2 Выбор ставки акцизов и единицы налогообложения. 11
2.3. Способы уплаты акцизов. 12
2.3.1. Применение акцизных марок для уплаты акцизов. 12
2.3.2. Применение налоговых бондов. 12
2.3.3. Уплата акцизов наличными платежами. 13
2.4. Выбор подакцизных товаров. Особенности налогообложения 13
2.4.1. Алкогольная продукция. 14
2.4.2. Табачные изделия. 14
2.4.3. Топливо. 18
3. ОБЗОР РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ. 21
3.1. Особенности взимания акцизов в России. 21
3.2. Современное законодательство по акцизному налогообложению. 28
3.2.1. Акцизы на товары, произведенные в России. 28
3.2.2. Акцизы на импортные товары. 29
3.2.1. Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ. 32
4. КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 38
4.1. Определение плательщика акцизов. 38
4.2. Принцип территориальности при акцизном налогообложении. 39
4.3. Ставки акцизов. 40
4.4. Налоговое событие, момент возникновения налогового обязательства (дата реализации) и срок уплаты налога. 41
4.5. Способы уплаты акциза. 41
4.6. Кредитование (вычеты) уплаченного акциза. 42
4.7. Акцизное налогообложение некоторых товаров. 43
4.7.1. Табачные изделия. 43
4.7.2. Алкогольная продукция и этиловый спирт. 43
4.7.3. Акцизы на горюче смазочные материалы. 45
4.7.4. Автомобили. 46
4.7.5. Прочие подакцизные товары. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
БИБЛИОГРАФИЯ 49

Примечания

Доклад подготовлен под научным руководством М. Алексеева и С.Г. Синельникова- Мурылева

Работа выполнена при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Полная версия
/files/text/usaid/USAID_batkibekov3.zip

Перейти к другим выпускам