Тенденции развития научных школ в современной России (Научные труды №124)

Дата публикации
Пятница, 01.05.2009

Авторы
В. Киселева И. Дежина

Серия
Научные труды

Аннотация

Работа посвящена изучению научных школ как механизма создания и распространения знаний. Рассматриваются параметры, характеризующие научные школы, определяются закономерности их развития. Специальное внимание уделяется научным школам как объекту государственной поддержки, анализируются альтернативные кадровые программы, а так же обобщаются современные направления государственной политики по стимулированию мобильности кадров. В заключении работы приводится перечень предложений по видам и формам поддержки научных коллективов, которые могут быть эффективнее существующей программы государственной поддержки ведущих научных школ.

Содержание

Введение 5
1. Понятие «научной школы» и его эволюция 8
1.1. Характерные признаки научных школ 8
1.2. Научная школа как отражение особенностей научной деятельности (экономическая природа и организация) 12
1.3. Предпосылки совместного анализа научных школ и «невидимых колледжей» 19
2. «Невидимый колледж» и его связь с научной школой 25
2.1. Исследования «невидимых колледжей» 26
2.2. Моделирование «невидимого колледжа» 34
2.3. Применение социального подхода к изучению проблем «невидимого колледжа» 43
2.4. Характеристики структуры «невидимого колледжа» и эволюция его развития 51
2.5. Развитие международных связей и научные школы 72
3. Государственная политика по поддержке ведущих научных школ в постсоветский
 период
76
3.1. Программа поддержки ведущих научных школ 76
3.2. Научные школы и формы организации исследовательской деятельности 82
3.3. Федеральные исследовательские университеты как новая форма организации
научно-образовательной деятельности 85
3.4. Научные школы и научные лидеры 90
3.5. Параметры научных школ РФ, включенных в мировую науку (на примере школы академика В.И. Арнольда) 94
4. Научные школы и поддержка молодежи в российской науке 106
4.1. Привлечение молодежи в науку через создание научно-образовательных центров
(НОЦ) и введение постдокторских позиций 107
4.2. Решение кадровых проблем путем поддержки малого инновационного
предпринимательства 114
4.3. Новая кадровая политика: ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»
на 2009-2013 годы 122
5. Поощрение мобильности научных кадров как мера кадровой политики 126
5.1. Международная мобильность научных кадров и ее экономическое значение 126
5.2. Основные характеристики мобильности научных кадров в России 132
5.3. Эволюция политики правительства по поощрению мобильности кадров 139
5.4. Возможные направления поддержки и поощрения мобильности научных кадров 141
Выводы и предложения 143
Литература 152

Примечания

УДК 001.32(470+571)
ББК 72.4(2)
Д26

Тенденции развития научных школ в современной России / - М.: ИЭПП, 2009. - 164 с.
ISBN 978-5-93255-271-1.
Агентство CIP РГБ

 

Настоящее издание подготовлено по материалам исследовательского проекта Института экономики переходного периода, выполненного в рамках гранта, предоставленного Агентством международного развития США.


 


Полная версия
/files/text/working_papers/124.pdf

Перейти к другим выпускам