Вестник ИЭПП № 20, 2007

Дата публикации
Вторник, 07.08.2007

Авторы
Пресс-служба ИЭПП

Серия
Вестник ИЭПП

Аннотация

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ   ПЕРЕХОДНОГО  ПЕРИОДА

 

 

  С 8 по 10 июня 2007 г. Е.Т. Гайдар принял участие в работе XI Международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Основная задача Форума состояла в том, чтобы способствовать развитию партнерства между деловыми, политическими, интеллектуальными лидерами мирового сообщества, обсуждению и решению глобальных проблем мирового экономического развития. В этом году для участия в петербургском экономическом форуме приехало в три раза больше гостей, чем годом ранее – более 6 тыс. человек (представители 62 стран и около 300 руководителей мировых компаний).

  Директор ИЭПП выступил с основным докладом на пленарном заседании «Россия, сценарии 2020», которое вел Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. В качестве содокладчиков на этом заседании выступили Первый заместитель Председателя Правительства РФ Сергей Иванов и Председатель консультационного совета «Ситигруп», экс-президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон.

  В своем выступлении Е.Т. Гайдар остановился на рисках, с которыми сталкивается российская экономика. По его мнению, главная проблема нашей страны, с точки зрения устойчивости экономического роста, – это то, что она остается в существенной степени зависимой от конъюнктуры рынка нефти и газа. Цены на рынке нефти колеблются не в пределах 10–15%, а в диапазоне сотен процентов. Причем эти колебания не поддаются средне- и долгосрочному прогнозированию.

  В России около 8,45% ВВП зависят от конъюнктуры биржевых цен на нефть. Проблема зависимости будет решена только тогда, когда будет создана экономика, более диверсифицированная и более независимая от цен на нефть и газ. Но, по крайней мере, подушка безопасности (Стабилизационный фонд, крупные золотовалютные резервы, трехлетняя бюджетная программа), которая позволяет до 2010 г. быть достаточно уверенными в экономической стабильности, в России создана, подчеркнул докладчик. Хотя замедление темпов экономического роста возможно.

  По утверждению Е.Т. Гайдара, самая серьезная долгосрочная проблема, которая создает риски устойчивости финансовой системы России, это проблема отечественной пенсионной системы. Демографические проблемы, связанные с соотношением численности работоспособного населения и пенсионеров, не возникли внезапно, они связаны с долгосрочной демографической динамикой и до 2020 г. полностью заданы. Но проблема пенсионного обеспечения потенциально разрешима. Руководство страны и Правительство оказались достаточно прозорливыми: уже в бюджетном послании этого года была заложена идея дополнения Стабфонда фондом будущих поколений. Нам нужно примерно 70% ВВП для того, чтобы обеспечить устойчивость пенсионной системы. Это значит, что нужно делать строго то, что было написано в бюджетном послании Президента РФ, то есть дополнить Стабилизационный фонд фондом будущих поколений и направлять в него средства до тех пор, пока нефтяные доходы аномально высоки. Тогда у нас есть шансы решить эту тяжелейшую стратегическую проблему.

  Е.Т. Гайдар также остановился на вопросе государственной собственности и государственных компаний. До сих пор в государственных руках остается очень много активов. Их примерная стоимость (без жилья, земли, лесов, воды, без недвижимости в городах, только собственно предприятия, котирующиеся или не котирующиеся на бирже) – 55% ВВП. Свидетельств того, что государство распоряжается ими намного лучше, чем частный бизнес, привести очень трудно. Речь идет о том, что эти активы нужно постепенно вводить в оборот, на протяжении многих лет, до 2025 г. по наиболее выгодным ценам, выбирая лучшие моменты для продажи, отбирая то, что действительно надо оставить в государственной собственности, а что совершенно необязательно. Это важнейший резерв, позволяющий решить до 2020–2025 гг. проблему устойчивости пенсионной системы.

  21-22 июня 2007 г. ИЭПП совместно с Академией народного хозяйства при Правительстве РФ при финансовой поддержке Канадского агентства по международному развитию (CIDA) провел международную конференцию «Российские регионы в условиях экономического роста». Эта конференция явилась завершающим этапом совместного российско-канадского проекта CEPRA (Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований).

  С приветственным словом к участникам конференции обратился посол Канады в РФ Ральф Лисишин. На первом пленарном заседании, которое вел Ректор АНХ В.А. Мау, от представителей федеральных органов власти выступили А.В. Шаронов (Заместитель министра экономического развития и торговли РФ) и А.В. Яцкин (Полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации).

  Работа первой секции конференции была посвящена обсуждению вопросов долгосрочной устойчивости пенсионной системы. На секции выступили М.Э. Дмитриев (Президент Центра стратегических разработок), С.Б. Баткибеков (Директор Департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТ РФ), Р.А. Кокорев (Бюро экономического анализа) и Харви Лазар (член Консультативного совета CEPRA).

  Российские и канадские эксперты обсудили результаты двухлетних исследований на шести круглых столах, которые были посвящены следующим темам: «Экономическое развитие и инвестиционные процессы в регионах», «Региональные особенности муниципальной реформы в условиях переходного периода», «Итоги федеральной реформы: влияние модифицированных институтов на финансовое поведение региональных властей и инвестиционный климат в регионах», «Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, в регионах», «Проблемы управления корпорациями с участием государства», «Развитие региональных экономических счетов и повышение качества расчета макроэкономических показателей на региональном уровне» и «Реформа социальной сферы: институциональные барьеры на уровне регионов».

  В рамках исследования «Экономическое развитие и инвестиционные процессы в регионах» были решены несколько задач. Во-первых, были проанализированы основные характеристики региональных банковских систем на основе данных ЦБ РФ. Во-вторых, с помощью методов факторного анализа были построены агрегированные характеристики региональных банковских систем и выделены шесть кластеров регионов РФ с однотипными банковскими системами. В-третьих, была построена эконометрическая модель, позволяющая проанализировать влияние региональных банковских систем на инвестиционные процессы по выявленным ранее кластерам. Кроме того, в работе представлен анализ формирования банковской системы Канады как пример эволюции региональных банковских систем в единую общенациональную банковскую сеть с небольшим количеством крупных банков.

  В работе «Региональные особенности муниципальной реформы в условиях переходного периода» была подробно рассмотрена эволюция подходов к муниципальной реформе на федеральном уровне. В частности, были проанализированы результаты подготовки муниципальной реформы, достигнутые до середины 2005 г., в первую очередь итоги реформирования территориальной организации местного самоуправления, поскольку в данной сфере изменения, предусмотренные новым муниципальным законодательством, были одними из самых радикальных.

  Кроме того, были детально изучены причины и последствия кризиса середины 2006 г., когда полномасштабное внедрение реформы было отложено на три года, и регионы получили право самостоятельно определять темпы проведения реформ. В исследовании было показано, что на смену жесткому проведению единообразной концепции реформирования местного самоуправления с федерального уровня пришел принципиально новый этап – этап регионализации и компромиссов.

  Исследование «Проблемы перехода от выборности к назначаемости губернаторов» посвящено анализу последствий перехода от выборов глав субъектов Российской Федерации (губернаторов) населением фактически к назначению их Президентом России для финансовой политики региональных властей. В работе рассмотрены основные подходы к анализу возможных последствий подобной реформы, приведены основные подходы к моделированию механизмов общественного выбора и формирования предпочтений региональных властей. В работе с участием канадской стороны приведен обзор основных особенностей и проблем организации централизованных и децентрализованных взаимоотношений между федеральным центром и регионами в международной практике, приведено описание и основные результаты реформы системы формирования региональных властей в России. Авторы получили результаты, говорящие в пользу гипотезы о прекращении политических циклов в расходах региональных бюджетов с введением системы назначаемости губернаторов регионов. Кроме того, проведенные оценки моделей формирования расходов региональных бюджетов до и после введения назначаемости губернаторов являются аргументом в пользу гипотезы об изменении приоритетности отдельных видов расходов региональных бюджетов в сторону большего соответствия предпочтениям федерального центра.

  Основными целями работы «Проблемы управления корпорациями с участием государства» являлся анализ актуальных проблем реформирования системы управления в корпорациях со смешанной собственностью (с долей государства) в России и выработка необходимых прикладных рекомендаций для экономической политики и модификации правовой базы.

  В частности, были проведены следующие конкретные исследования.   1. Государственное участие в хозяйственных обществах в экономике к концу 1990-х гг. как побочное явление российской приватизационной модели.   2. Новые подходы в отношении хозяйственных обществ с государственным участием в капитале в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ 1999 г.   3. Динамика присутствия государства в капитале хозяйственных обществ с начала 2000-х годов: количественная оценка, взаимосвязь с ходом приватизации, эволюция нормативно-правовой базы по управлению компаниями соответствующей организационно-правовой формы.   4. Вопросы управления смешанными компаниями и их влияние на состояние корпоративного управления в экономике в целом.   5. Функционирование крупных структур холдингового типа и особенности управления ими (в т. ч. на примере ряда крупнейших групп).   6. Государственное участие в хозяйственных обществах на локальном уровне и вопросы взаимодействия между различными уровнями власти.   7. Основные проблемы управления хозяйственными обществами с участием государства в капитале в контексте общих проблем развития российской экономики на современном этапе: дивидендная политика и влияние на состояние бюджетной системы, структурная политика в отдельных отраслях, административная реформа и разграничение полномочий между различными уровнями власти.   8. Канадский опыт.

  Работа «Развитие региональных экономических счетов и повышение качества расчета макроэкономических показателей на региональном уровне» посвящена проблемам развития региональной макроэкономической статистики. В частности, рассматривается принципиальный для этой отрасли статистики вопрос о совершенствовании методологии расчета валового регионального продукта в России. Значительное внимание в работе было уделено проблемам построения региональных матриц выпуска и анализу канадского опыта построения матриц «затраты – выпуск».

  В результате работы предложены методологические основы формирования счетов производства субъектов Российской Федерации (регионов). Изложены методологические подходы к расчету показателей счета производства по всем институциональным секторам на уровне региональной экономики, а также методы построения сводных региональных счетов производства в матричной форме на примере матриц для Краснодарского края.

  Все участники конференции отметили положительные результаты совместных исследований, которые имели не только научные, но и практические результаты. Так, подводя итоги реализации проекта, Сопредседатель Консультативного совета CEPRA, Директор ИЭПП Е.Т. Гайдар подчеркнул, что «результаты совместной работы воплощаются в принимаемые полезные решения», а В.А. Мау, со своей стороны, отметил фундаментальную особенность проекта – политическим рекомендациям предшествовали глубокие научные исследования.

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ ИЭПП

  Работы, подготовленные по материалам исследовательскихпроектов ИЭПП в рамках гранта, предоставленного Агентством международного развития США (USAID):

  Проблемы налогообложения некоммерческих организаций в России. – М.: ИЭПП, 2007. – 371 с.   С. Синельников-Мурылев, И. Трунин (руководители авторского коллектива), М. Голдин, Г. Ильясова, Р. Конрад, Н. Корниенко, Т. Малинина, И. Толмачева, Е. Шкребела   В работе предпринята попытка анализа широкого спектра проблем, связанных с налоговым статусом некоммерческих организаций, рассмотрены политика ряда зарубежных стран в отношении налогообложения некоммерческих организаций и особенности российского подхода к налогообложению таких организаций. Предложены рекомендации по совершенствованию российского законодательства.

  Институциональные предпосылки современного экономического роста. – М.: ИЭПП, 2007. – 133 с.   В. Мау, К. Яновский, С. Жаворонков, Д. Маслов   В работе представлен обзор истории возникновения ряда институтов в развитых странах и делается попытка анализа связи этого процесса с феноменом современного экономического роста. Авторы полагают, что укоренение гарантий неприкосновенности личности обеспечило, в свою очередь, гарантии частной собственности и выработку такого механизма принятия решений, который на определенном этапе ослабил репрессивную мощь государства, сделав его инструментом защиты прав собственников, а не главным собственником и предпринимателем.

  Институты закрытых демократий: попытка сравнительного анализа. – М.: ИЭПП, 2007. – 168 с.   В. Мау, К. Яновский, О. Вахромеев, А. Воробьев, И. Затковецкий, Т. Дробышевская, С. Жаворонков, Е. Рева, Д. Черный, Фредо Ариас Кинг   Работа посвящена исследованию политико-экономических аспектов функционирования институтов закрытых демократий. В ней рассматриваются подходы для сравнительного анализа, типичные проблемы, направляющие институциональное развитие стран в такую колею, а также условия и пути восстановления эффективной политической конкуренции и конкуренции на медиарынке.

  Оценка эффективности расходов на здравоохранение на региональном и муниципальном уровнях. – М.: ИЭПП, 2007. – 112 с.   Дуганов М.Д.   В книге рассматривается российский опыт внедрения механизмов финансирования системы здравоохранения, направленных на повышение ее эффективности. Обсуждаются основные методы оценки эффективности расходов на здравоохранение, предлагается методика проведения анализа эффективности на региональном и муниципальном уровнях. Представлен опыт Вологодской области по использованию данной методики. Книга предназначена для специалистов в области экономики здравоохранения, для руководителей органов и учреждений здравоохранения.

  Россия – Северо-Восточная Азия. Дальневосточный экономический мост на рубеже эпох. – М.: ИЭПП, 2007. – 298 с.   С.П. Быстрицкий, В.К. Заусаев   Изложены результаты многолетних исследований по проблемам развития внешнеэкономических связей российского Дальнего Востока и их воздействие на ход и характер становления рыночной экономики в регионе. Особое внимание уделено приграничному сотрудничеству с Китаем. Работа отражает взгляды авторов, и их позиция может не совпадать с позицией Института экономики переходного периода.

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

  29 мая 2007 г. состоялись заседания диссертационного совета ИЭПП, посвященные защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук:

  Сизова А.В. на тему «Макроэкономические и институциональные факторы государственного регулирования слияний и поглощений» (08.00.05).   Научный руководитель – д.э.н. Радыгин А.Д.   Официальные оппоненты – д.э.н., проф. Лавров С.Н. и к.э.н. Бурделова Т.Н.   Ведущая организация – Государственный университет - Высшая школа экономики;

  и Газетова А.Н. на тему «Институционально-экономические особенности управления и мониторинга деятельности предприятий государственного сектора» (08.00.05).   Научный руководитель – д.э.н. Радыгин А.Д.   Официальные оппоненты – д.э.н. Засько В.Н. и к.э.н. Тореев В.Б.   Ведущая организация – Международный научно-исследовательский институт проблем управления.   По результатам тайного голосования соискателям единогласно присуждена ученая степень кандидата экономических наук (см. также www.iet.ru).

  30 мая 2007 г. в ИМЭМО РАН состоялась защита диссертации ведущего научного сотрудника ИЭПП Дежиной Ирины Геннадиевны «Государственное регулирование науки в России» на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами – сфера услуг)».   Научный консультант – д.э.н. Иванова Н.И.   Официальные оппоненты – д.э.н. Голиченко О.Г., д.э.н. Паппэ Я.Ш., д.э.н., проф. Фонотов А.Г.   Ведущая организация – Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (см. также www.iet.ru).

  31 мая 2007 г. состоялись заседания диссертационного совета ИЭПП, посвященные защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук:

  Трунина Павла Вячеславовича на тему «Методические подходы к разработке и обоснованию индикаторов – предвестников финансовой нестабильности в России» (08.00.01).   Научный руководитель – к.э.н. Дробышевский С.М.   Официальные оппоненты – д.э.н. Верников А.Д. и к.э.н. Струченевский А.А.   Ведущая организация – Центр стратегических разработок,
    Полевого Дмитрия Игоревича на тему «Теоретические основы валютной интеграции на пространстве СНГ» (08.00.01).   Научный руководитель – д.э.н. Синельников-Мурылев С.Г.   Официальные оппоненты – д.э.н. Стародубровский В.Г. и к.э.н. Баткибеков С.Б.   Ведущая организация – Международный научно-исследовательский институт проблем управления.
  и Четверикова Сергея Николаевича на тему «Финансовая политика регионов в условиях перераспределения полномочий между уровнями бюджетной системы (анализ опыта российской экономики 1995–2005 гг.» (08.00.01).   Научный руководитель – д.э.н. Синельников-Мурылев С.Г.   Официальные оппоненты – д.э.н. Татаринов А.А. и к.э.н. Кочеткова О.В.   Ведущая организация – Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.

  По результатам тайного голосования соискателям единогласно присуждена ученая степень кандидата экономических наук (см. также www.iet.ru).

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЭПП В 2006 г.

 

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  Научная деятельность Института экономики переходного периода (ИЭПП) в 2006 г. осуществлялась в соответствии с планом научно-исследовательских работ, утвержденным Ученым советом и директором Института Е.Т. Гайдаром.

  Обзоры, другие издания Института, доклады и наиболее значимые результаты выполненных исследований представлялись в аппарат Президента РФ и Правительство РФ, в Государственную Думу и Совет Федерации, министерствам и ведомствам, региональным органам власти, рассылались научным учреждениям, в т.ч. РАН, международным организациям, в средства массовой информации. Всего в 2006 г. Институт подготовил более 40 аналитических записок, научных докладов, предложений, проектов документов, справок, рецензий, комментариев.

  Научные исследования велись по четырем основным направлениям:

МАКРОЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

  Лаборатория денежно-кредитной политики (заведующий лабораторией – к.э.н. С.М. Дробышевский)

  В 2006 г. лабораторией проводился анализ денежно-кредитной политики Центрального банка и Правительства РФ и конъюнктуры финансовых рынков России в предыдущий год (рынок государственных ценных бумаг, валютный рынок, межбанковский рублевый рынок, рынок корпоративных ценных бумаг), были проанализированы основные тенденции, наблюдавшиеся в денежно-кредитной сфере и на финансовых рынках РФ. Особое внимание уделялось анализу возможных мер по снижению темпов инфляции в РФ в условиях сохраняющихся высоких цен на нефть и притока капитала в страну. В рамках выполнения плана научных исследований проведен ряд работ, посвященных анализу различных аспектов денежно-кредитной политики в условиях либерализации капитального контроля в РФ и формирования стабильной банковской системы в России. В исследовании «Разработка методики построения и мониторинга ежеквартальных индикаторов финансовой нестабильности на развивающихся рынках» был проведен анализ ряда эмпирических исследований, посвященных идентификации индикаторов-предвестников финансовых кризисов и нестабильности финансовой системы в развивающихся и переходных экономиках. На основе результатов данного анализа и после проверки работоспособности различных индикаторов на российских данных был предложен набор индикаторов финансовой нестабильности для России и методика их оценки. Кроме того, была показана применимость данного набора индикаторов к ряду стран с развивающимися рынками и переходными экономиками.

  Работа «Финансовые аспекты интеграции в рамках СНГ» посвящена изучению отдельных аспектов последствий создания гипотетической единой валютной зоны для экономики РФ, устойчивости ее платежного баланса и курса рубля, а также возможностям стабилизационной фискальной политики в рамках валютного союза.

  В 2006 г. были выполнены работы по договорам:   - Реформа общественных инвестиций на региональном муниципальном) уровне – для Министерства финансов РФ в рамках займа Всемирного банка;   - Перспективы развития рынков потребительских товаров и рекламных услуг в РФ и среднесрочное прогнозирование ситуации на рынках потребительских товаров и рекламных услуг – для компании «Видео Интернэшнл»;   - Сценарный прогноз показателей социально-экономического развития и состояния денежной сферы Российской Федерации – для Центрального банка РФ;   - Мониторинг индикаторов- предвестников нестабильности финансовой системы РФ (на основе индикаторов-предвестников кризисов в РФ и других странах с формирующимися рынками) – для Центрального банка РФ;   - Инфляция как таргетируемый показатель. Выбор целевого ориентира по инфляции в России – для Центрального банка РФ;   - Принципы и международная практика управления средствами фондов национального благосостояния (стабилизационные фонды и фонды будущих поколений) – для Министерства финансов РФ.

  По внеплановым запросам министерств и ведомств в 2006 г. были подготовлены следующие материалы:   - Комментарии к материалу «Направления эффективного использования средств Стабилизационного фонда» – для Секции экономики РАН;   - Замечания к проекту Постановления «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации» – для Правительства РФ;   - Комментарии к проекту Федерального закона РФ «О Банке Развития» – для Государственной Думы РФ.   - Комментарии и замечания к проекту Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2007 год» – для Государственной Думы РФ.

  Лаборатория отраслевых рынков и инфраструктуры (заведующий лабораторией – к.э.н. П.А Кадочников)

  В 2006 г. лабораторией проводились мониторинг последствий реформирования РАО «ЕЭС России», включая макроэкономические и бюджетные последствия, а также оценка эластичности спроса на электроэнергию. Кроме того, были выполнены работы по анализу необходимости введения, изменения или прекращения регулирования в сфере общедоступной электрической и почтовой связи, работа по сравнительному анализу основ правового обеспечения государственного регулирования естественных монополий в развитых странах мира и России, по разработке методов анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций и среднеотраслевых индикаторов для целей налогового администрирования.

  Сотрудники лаборатории участвовали также в работах по анализу инструментов оценки социально-экономических последствий планируемых институциональных реформ, по анализу эффективности различных механизмов стерилизации интервенций на валютном рынке. В рамках регулярных работ выполнялись прогнозы основных индикаторов цен и объемов производства в отраслях промышленности.

  В 2006 г. были выполнены работы по договорам:   - Исследование государственного вмешательства в частный сектор российской экономики   – для Японского банка международного сотрудничества;   - Анализ и подготовка макроэкономических прогнозов исходных данных, экспертиза и разработка предложений по экономико-финансовым компонентам обоснования инвестиций в строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург – для АО «ГИПРОДОРНИИ»;   - Разработка проекта методики обоснования решения о введении, изменении и прекращении государственного регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий в области общедоступной электрической и почтовой связи – для Федеральной службы по тарифам;   - Анализ последствий перехода к рыночному ценообразованию в электроэнергетике (этап) – для РАО «ЕЭС России»;   - Разработка методов анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций и среднеотраслевых индикаторов, характеризующих уровень уплаты налогов налогоплательщиками (по предусмотренному перечню) – для ГНИИ РНС.

  По внеплановым запросам министерств и ведомств в 2006 г. были подготовлены следующие материалы:   - Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2006–2008 гг.   – для Минтранса России;   - Заключение на предложения по внесению изменений в ст. 8 Федерального закона «О естественных монополиях» – для Государственной Думы РФ;   - Комментарии к материалам по вопросу «Об основных направлениях налоговой политики на 2007–2009 гг. – для Минфина РФ.

  В 2006 г. сотрудники лаборатории принимали активное участие в рабочих группах в федеральных органах исполнительной власти и Правительстве РФ.

  Лаборатория проблем экономического развития (заведующий лабораторией – к.э.н. О.В. Луговой)

  В 2006 г. лаборатория продолжила работу по анализу факторов экономического роста российской экономики. Результаты анализа публиковались в обзорах ИЭПП.

  В рамках сотрудничества с СЕПРА завершено исследование детерминантов экономического роста российских регионов, где в числе факторов роста рассматриваются географические и институциональные особенности регионов, а также уровень развития инфраструктуры, агломерация и др. Исследование проводилось с применением методов пространственной эконометрики. Технические результаты исследования были представлены и обсуждены на международной конференции EcoMod «Regional and Urban Modeling» в Брюсселе, на научном семинаре в Wilfrid Laurier University (Ватерлоо, Канада), в Центре стратегических разработок (Москва) и Всемирном Банке московский офис). Также в рамках проекта СЕПРА проведены оценки потенциалов межрегиональной миграции как фактора экономического роста российской экономики.

  В рамках сотрудничества с АМР США начато исследование по сценарному анализу вариантов экономического роста и развития российской экономики на основе межстрановых сопоставлений. Были продолжены работы по анализу закономерностей формирования уровня налоговой нагрузки и ее динамики в переходных экономических системах.

  Лаборатория фискального федерализма и субнациональных финансов (заведующий лабораторией – к.э.н. И.В. Трунин)

  В 2006 г. была осуществлена подготовка раздела ежегодного обзора ИЭПП «Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы» – «Межбюджетные отношения и региональные финансы в 2005 году».

  В 2006 г. были выполнены работы по договорам:   - Анализ и разработка налогового законодательства и налоговой политики – для Министерства финансов РФ в рамках займа Всемирного банка;   - Оценка бюджетных последствий введения системы талонов на питание в Российской Федерации – для ЗАО «Промышленно-инвестиционная компания «ТИСЭ»;   - Анализ экономических, социальных аспектов и аспектов администрирования и контроля исчисления адвалорной составляющей акциза на табачные изделия от максимальной розничной цены – для ООО «Филипп Моррис Слейс энд Маркетинг»;   - Разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов с целью создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых областях – для МЭРТ России;   - Анализ инструментов оценки социально-экономических последствий планируемых институциональны

Содержание

Примечания

Перейти к другим выпускам