Правительство никого не ломало через колено

Дата публикации
Среда, 23.05.2001

Авторы
Алексей Улюкаев Нина Саввина

Серия
Опубликовано на сайте Страна.Ru 23.05.01. 20:05

Аннотация
Интервью первого заместителя министра финансов РФ Алексея УЛЮКАЕВА Стране.Ru.

- Минфин готовил программу развития бюджетного федерализма на период до 2005 года, опираясь на экономическую стратегию страны. Есть ли принципиальные различия с документом, подготовленным Минэкономразвития?

- Принципиальных различий нет, потому что в рамках подготовки экономической стратегии мы совместно работали с Министерством экономического развития и торговли, принимали в этом участие. И раздел межбюджетных отношений, который есть в среднесрочной программе правительства и в плане действий - этот план, кстати говоря, через неделю тоже будет обсуждаться на правительстве, - подготовлен с учетом и на базе программы бюджетного федерализма. Принципиальных разногласий здесь нет.

- Обсуждалась ли эта программа с регионами? Не могут ли представители регионов задержать проведение законодательной работы, необходимой для реализации программы?

- Да, конечно, у нас есть механизм для такого обсуждения. Есть трехсторонняя комиссия, она существует с 1998 года. За три года прошло 16 заседаний трехсторонней комиссии, на которой обсуждалось все, связанное с межбюджетными отношениями. И на них принимались решения, вот что самое интересное. Это не то что просто выпустили пар, поговорили и разошлись, а потом правительство делает все по-своему, ломает всех через колено. Нет. На обсуждениях фактически закладывается основа для принятия решения. На мой взгляд, это очень интересный институт согласованной работы законодателей и представителей регионов, которая приводит к тому, что сейчас эта проблема становится все менее конфликтной и все более конструктивной.

Еще существует минфиновская рабочая группа, куда входят и представители департаментов финансов территорий, с которыми мы постоянно работаем. И есть рабочая группа, куда входят председатели Госдумы, Совета федерации, члены правительства, более высокая. И обе эти группы действующие.

- Поясните, пожалуйста, принципы деления доходов между уровнями бюджета. Речь идет уже не о деньгах, а только о видах налогов? Или деньги все-таки тоже будут делиться?

- Будет и то, и другое. Важно закрепить налоги за определенными уровнями. Но пока этого нельзя сделать, исходя из того, что если мы, например, решим, что подоходный налог с граждан будет муниципальным, то это будет означать, что в одних муниципалитетах образуются слишком большие доходы, а в других - слишком маленькие. На переходный период мы создаем нормативы, по которым распределяются средства, поступающие по этому налогу - столько-то и столько-то процентов субъекту федерации и муниципальному образованию. И то же самое по налогу на прибыль.

- А какая судьба у федерального фонда помощи регионам?

- Этот фонд показал свою эффективность. Это очень хорошо работающий механизм, действующий по нормативному признаку, объективизирующий потребности регионов, и он будет работать в дальнейшем. Более того, другие существующие фонды мы тоже собираемся выводить на методики распределения, сходные в принципиальных позициях с тем, как это осуществляется фондом финансовой поддержки.

- Расскажите, пожалуйста, какие проблемы возникают в связи с созданием в будущем году стабилизационного фонда?

- Никаких проблем с ним нет, кроме проблем методологических. Как учитываться будут средства, поступающие в фонд, как они будут расходоваться, какие для этого должны быть порядки и т.д. Это довольно большая методологическая работа. А параметры будут определяться исходя из разницы между консервативным прогнозом мировых цен на нефть и оптимальным прогнозом. Мы исходим из цены на нефть в 17 долларов за баррель. Это уровень, на котором мы строим расчет. Все, что выше этого уровня, пойдет в стабилизационный фонд.

Мы предполагаем, что в следующем году объем этого фонда будет довольно существенным.

Содержание

Примечания

Перейти к другим выпускам