Проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в России

Дата публикации
Четверг, 21.03.2002

Авторы
А. Костриченко

Серия
Международная конференция «Экономический рост: после коммунизма» 20-21 марта 2002 г., Москва

Аннотация
Рассматривается рынок ценных бумаг как важнейшая составляющая экономического роста на современном этапе развития российской экономики.

Главной задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг в переходной экономике России, является прежде всего обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формирование необходимых условий для стимулирования накопления и трансформации сбережений в инвестиции.

С учетом специфики формирования российского рынка ценных бумаг в рамках переходной экономики складывающаяся модель должна содействовать также достижению следующих целей:

  • обеспечение общего рыночного равновесия;
  • содействие в формировании условий для экономического роста;
  • эффективное финансирование дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных типов государственных ценных бумаг;
  • надежная защита прав инвесторов;
  • страхование предпринимательских рисков;
  • развитие процессов интеграции регионов России на основе формирования единого цивилизованного фондового рынка;
  • стимулирование вложения капиталов российских инвесторов преимущественно в российскую экономику;
  • превращение России в один из самостоятельных мировых центров фондовой торговли.

Если говорить о конечной цели развития рынка ценных бумаг, то ее можно определить как обеспечение стабильного экономического роста в стране и, как следствие этого, повышение уровня благосостояния граждан, формирование среднего класса как устойчивой опоры общества.

Следует подчеркнуть, что рынок ценных бумаг - это важнейший компонент экономического роста на современном этапе развития экономики России. Рынок ценных бумаг формирует инвестиционный климат для привлечения финансовых ресурсов, необходимых предприятиям, в первую очередь, капитала для акционерных обществ открытого типа. Этот способ получения финансовых ресурсов составляет альтернативу банковскому кредиту и на примере развитых стран показывает свою эффективность.

В последние годы (1999-2001 гг.) в российской экономике наметились некоторые положительные макроэкономические тенденции (1), имеющие значение для развития рынка ценных бумаг:

  • снижен уровень инфляции и значительно меньшими стали инфляционные ожидания населения;
  • стабилизировался курс национальной валюты (укреплен реальный курс рубля);
  • наметился прирост промышленного производства, вызванный увеличением объемов экспорта сырья и энергоресурсов;
  • сохраняется положительное сальдо торгового баланса;
  • замедлились темпы бегства капиталов из России (2);
  • более чем в три раза возросли золотовалютные резервы ЦБ;
  • снижен налоговый пресс, что должно способствовать повышению уровня собираемости налогов (подоходный налог, налог на прибыль).

В связи с этим, а также из-за известных политических событий, повысилось доверие к России со стороны иностранных инвесторов. Улучшился рейтинг России по долгосрочным заимствованиям в сравнении с другими странами с развивающимися рынками ценных бумаг (emerging markets) (3).

В то же время остается множество негативных факторов, которые сдерживают рост российского рынка ценных бумаг. Сюда можно отнести неудовлетворительность законодательной базы по защите прав собственности, высокие налоги, высокая коррупция.

Все это является причиной повышенных рисков инвестиций в любые финансовые инструменты на российском рынке ценных бумаг (инвестиционные риски можно разделить на политические, валютные, рыночные, риски, связанные с несовершенством законодательства и др.). Поэтому текущее развитие российской экономики протекает на фоне инвестиционного кризиса. Он выражается как в острой нехватке инвестиционных ресурсов на рынке, так и в нежелании инвесторов (как внутренних, так и внешних) вкладывать средства в промышленность (реальный сектор). Для сравнения объемов российского рынка ценных бумаг с западными можно привести следующие цифры: дневной оборот Нью-Йоркской фондовой биржи в 1999 г. составлял примерно 35 млрд. дол., а годовой оборот крупнейшего российского организатора торговли акциями, Российской торговой системы за 1999 г. составил всего 2,5 млрд. дол. (4)

Инвестиции в российскую экономику до кризиса 17 августа 1998 года в основном состояли из мирового спекулятивного капитала, из которого более 70% направлялось на приобретение государственных ценных бумаг и лишь около 10% на прямые инвестиции. В настоящее время произошло перераспределение в пользу корпоративных акций и облигаций, но сам объем инвестиций существенно снизился.

Низкая активность частных отечественных инвесторов на рынке ценных бумаг связана с недоверием к нему, а также с тем, что реальные доходы населения за период с 1991 по 2000 г. сократились примерно в 4 раза. На Западе именно частный инвестор играет важную роль в инвестиционном накоплении (5).

Основными проблемами развития самого рынка ценных бумаг являются организационные, кадровые и методологические (6).

1. Организационные проблемы связаны с отсутствием развитой инфраструктуры рынка и слабым информационным обеспечением.

2. Кадровые проблемы предопределены небольшим сроком развития рынка ценных бумаг и недостаточным числом высокопрофессиональных специалистов.

3. Методологические проблемы вызваны непроработанностью методик осуществления многих фондовых операций и отдельных процедур на рынке ценных бумаг.

Существуют различные программы развития фондового рынка (7) и уже разработано достаточное количество законов, регулирующих его. Однако в результате непоследовательности экономических реформ сложилась ситуация, при которой потенциальные участники фондового рынка не проявляют достаточной активности. Многие потенциальные эмитенты не заинтересованы в том, чтобы выпускать ценные бумаги с целью привлечения дополнительных средств, а инвесторы - вкладывать средства в эти предприятия. Отчасти это объясняется, как уже говорилось выше, отсутствием опыта привлечения средств посредством фондового рынка и неразвитостью его инфраструктуры. Но можно выделить и более существенные причины. В их числе необходимо отметить:

1. Отрицательные результаты приватизации: распыление акционерного капитала среди мелких ("миноритарных") акционеров, которые не могут реально участвовать в управлении предприятием; скупка государственных предприятий по заниженным ценам и отсюда незаинтересованность в их развитии (в настоящее время в РТС котируются акции более 300 российских эмитентов, в то время как в системе NASDAQ (внебиржевой рынок США), несколько тысяч. Для успешного размещения своих ценных бумаг необходимо полно раскрывать требуемую информацию о деятельности компании, включая и данные о финансовых потоках. Другой проблемой, является то, что передел собственности в России еще не закончен. Менеджеры и собственники ведут борьбу за предприятия и до ее окончания на рынок ценных бумаг выходить не спешат. А те, кто уже получил полный контроль над предприятием, не продают акции, стремясь его сохранить).

2. Налоговый пресс, который приводит к невыгодности инвестирования в предприятия, так как большая часть прибылей забирается государством, региональными и местными органами власти. Для изменения такого положения, по нашему мнению, необходимо оставлять предприятию не менее 60 процентов прибыли.

3. Нестабильность экономики в целом, невыполнение государством своих обязательств, отсутствие разграничения регулирующих функций между его финансовыми структурами.

При этом у российского рынка ценных бумаг существует значительный потенциал дальнейшего развития. В основе этого потенциала лежат такие факторы, как:

  • большое число созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ;
  • значительное число перспективных предприятий, акции которых пока явно недооценены;
  • интерес многих предприятий к дополнительным эмиссиям ценных бумаг;
  • желание многих региональных и муниципальных органов власти осуществить выпуски своих займов (облигаций) и ряд других.

Значительные перспективы роста российского рынка связаны с разумной политикой финансирования дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных типов государственных ценных бумаг. В условиях высоких рисков необходима мобилизация в первую очередь внутренних источников инвестиций, и в особенности денежных средств населения. Необходимо развивать российский рынок ценных бумаг, повышать его надежность и степень доверия к рынку инвесторов посредством усиления контроля со стороны государства. Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно осуществляться путем прямого вмешательства в этот сектор экономики:

  •  регулирование дает "правила игры" для цивилизованной конкуренции между участниками рынка, которая в конечном результате приводит к расширению и улучшению качества предлагаемых инвесторам услуг;
  • регулирование создает условия, позволяющие населению с уверенностью вкладывать средства, а участникам рынка - безбоязненно расширять свой бизнес;
  • регулирование обеспечивает высокие стандарты поведения участников, минимизируя риск мошенничества и злоупотреблений.

На наш взгляд приоритетными направлениями политики государства на рынке ценных бумаг в настоящее время являются:

  • активное развитие регионального и создание единого рынка ценных бумаг в рамках СНГ;
  • создание подразделений ФКЦБ в каждом субъекте Федерации;
  • налоговое стимулирование (сокращение числа налогов и дифференцированный подход при налогообложении) (8);
  • сочетание торговли крупными и мелкими пакетами бумаг;
  • обслуживание в первую очередь инвестиционных проектов в производстве и жилищном строительстве.

Немаловажное значение имеет политика ФКЦБ, направленная на снижение регулятивных и временных издержек, которые несут малые и средние компании, прибегая к выпуску ценных бумаг. Они выступают в качестве наиболее инновационного и динамичного сегмента бизнеса. Если объем эмиссии незначителен, является разовым и предназначен для распространения среди малого числа инвесторов, то следует упростить процедуру регистрации.

Эти и другие меры в комплексе помогут повысить эффективность работы рынка ценных бумаг, его конкурентоспособность среди других развивающихся фондовых рынков мира, а также обеспечить устойчивый экономический рост в стране.

1. Говорят о проведенной в конце 90-х макроэкономической стабилизации. См.: Мау В. Экономико-политические итоги 2001 года и перспективы устойчивого экономического роста // Вопросы экономики - 2002. -№ 1. - С.4-22.

2. Под бегством капиталов здесь понимается изъятие инвестиционных ресурсов из отечественного производства, наносящее ему реальный ущерб. Сюда можно отнести прирост просроченного долга инофирм, невозврат экспортной выручки, фиктивный импорт, движение капитала по скрытым от государства каналам. Среди причин называют борьбу с отмыванием денег в странах Запада, появление реальных инвестиционных проектов в России и введение плоской ставки подоходного налога. См., напр.: Финансовая Россия, 2001. - № 20. - С.4.

3. Рейтинг агентств Standard & Poor's и Moody's Investors Service.

4. Рассчитано по данным http://www.fibv.com и http://www.rts.ru

5. В развитых странах до 40% семей являются вкладчиками инвестиционных фондов. Прив. по: Смирнов С. Промышленная политика: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. - 2000. - №9. - С.14.

6. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2002. - С. 16.

7. Финансовая Россия, 2000, № 20, С. 10.

8. Есть, например, мнение о том, что ставку налога на прибыль необходимо установить в размере 5-10%, поскольку более 80% организаций значительно занижают фактическую прибыль при составлении отчетности. См.: Кравченко П.П. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - №2.

Содержание

Примечания
См. также:
Сборник материалов конференции опубликован в серии "Научные труды ИЭПП" № 40.

Перейти к другим выпускам