Вестник. №14 2004 г.

Дата публикации
Вторник, 28.12.2004

Авторы
Пресс-служба ИЭПП

Серия
Вестник ИЭПП

Аннотация

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Содержание

14638.jpg (14241 bytes) 14638.jpg (14241 bytes) 14638.jpg (14241 bytes)

   13-14 сентября 2004 г. состоялась международная конференция "Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы", организованная ИЭПП (см. также www.iet.ru).

   При обсуждении вопросов постсоциалистической трансформации России дискуссия зачастую ведется так, будто Российская Федерация - единственная постсоциалистическая страна и в мире не существует еще около 30 государств, сталкивающихся с аналогичными проблемами.

   С крахом старой системы институтов, которая не может быть за короткое время замещена новой, постсоциалистические страны вынуждены решать схожие проблемы:

   - денежный навес;

   - высокая инфляция;

   - необходимость макроэкономической стабилизации;

   - трансформация отношений собственности;

   - построение базовых институтов рыночной экономики.

   При анализе процессов, связанных с проведением экономических реформ в Польше, Чехии, Словакии, государствах Балтии, общепризнанным является то, что эти страны идут разными путями, но решают сходные задачи. К сожалению, исследования текущих проблем России часто проводятся вне контекста опыта других постсоциалистических стран.

   По итогам исследований функционирования экономики в постсоциалистических странах можно сделать два важных вывода:

   1. Начальные условия трансформации (протяженность коммунистического периода, структурные диспропорции в экономике, военная нагрузка на экономику, близость к Западной Европе и пр.) решающим образом влияют на экономическое развитие на ранних этапах постсоциалистического переходного периода.

   2. С течением времени качество экономической политики, эффективность базовых институтов приобретает все большее значение.

   В последние годы весь постсоциалистический мир вышел из процесса, который Я. Корнаи назвал трансформационной рецессией. Экономический рост восстановлен повсеместно и продолжается не менее 5-6 лет. При этом на первом этапе выхода из рецессии доминировали восстановительные процессы, рост был связан с созданием рыночных институтов, позволивших использовать ранее созданные мощности. Роль инвестиционной компоненты была ограничена. В настоящее время ключевой проблемой постсоциалистических стран является переход от восстановительного роста к устойчивому экономическому росту, предполагающему увеличение объема капиталовложений. Это предъявляет более высокие требования к качеству экономической политики, гарантиям прав собственности, других базовых институтов.

   На постсоциалистическом, и в частности на постсоветском, пространстве возникает необходимость нового этапа институциональных преобразований. Обсуждению связанных с ними проблем и была посвящена международная конференция "Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы". Конференция прошла под председательством Директора ИЭПП Е.Т. Гайдара и Ректора АНХ при Правительстве РФ В.А. Мау. В ее работе приняли участие известные международные эксперты, включая Заместителя Директора-распорядителя МВФ г-жу А. Крюгер, а также представители правительств и научных кругов стран СНГ и Балтии, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, ведущие российские ученые.

   Со вступительным словом выступили Егор Гайдар и Владимир Мау. В выступлениях было отмечено важное значение форума для понимания процессов социально-экономических преобразований происходящих на всем постсоветском пространстве.

   С приветственным словом к участникам форума обратился Заместитель Председателя Правительства РФ Александр Жуков. В своем выступлении он подчеркнул, что за всю 12-летнюю историю СНГ еще ни разу не было такой полномасштабной научной конференции, которая могла бы комплексно рассмотреть вопросы социально-экономического развития стран, которые теснейшим образом связаны между собой, экономика, да и не только экономика, вся жизнь которых переплеталась на протяжении последних столетий.

   Он отметил также, что за годы самостоятельного развития странами-членами СНГ накоплен большой опыт социально-экономической трансформации. В одних аспектах этот опыт был успешным, в других - очень болезненным. Проблемы, которые нам приходится преодолевать, в общем-то, весьма сходны, потому что мы вышли все из одной большой страны с теми громадными проблемами, которые накопились за долгие годы. Если сложить этот опыт воедино, то получится весьма богатая картина, в которой можно было бы проследить различные краски, различные оттенки, различные элементы социально-экономической политики, опыт применения которых оказывается весьма и весьма полезным для всего нашего сообщества. И, конечно, изучение этого опыта является важным условием выработки эффективной стратегии и тактики нашего совместного развития в дальнейшем.

   Вместе с тем, этот богатый накопленный опыт, как правило, недооценивается. Очень мало можно узнать об опыте Украины, Казахстана и других стран на постсоветском пространстве. Пока очень трудно, даже порой невозможно, найти серьезные научные исследования, специально посвященные сравнительному анализу реформ государств, входивших в состав бывшего СССР и сейчас образующих Содружество Независимых Государств. Вот почему Правительство Российской Федерации с особой радостью приветствовало инициативу организаторов конференции и выразило надежду на успешную работу форума.

   Далее вице-премьер остановился на основных направлениях социально-экономической политики, проводимой нынешним Правительством РФ. Среди них:

   • административная реформа;

   • реформа, связанная с разграничением полномочий между различными уровнями государственной власти - федеральной, региональной и местной;

   • поддержка региональных стратегий социально-экономического развития;

   • реформы, связанные с отменой или заменой различных натуральных льгот на денежные выплаты;

   • реформа бюджетной системы в широком смысле (т.е. не только реформа бюджетного процесса, бюджетного планирования, но бюджетирование, ориентированное на результат);

   • реформа социальной сферы - образования, здравоохранения;

   • содействие государства росту конкурентоспособности российских компаний, прежде всего малого и среднего бизнеса;

   • интеграция России в мировую экономику.

   Говоря обо всех успехах и достижениях российской экономики, А. Жуков отметил и те серьезные недостатки, ограничения, которые существуют в настоящее время и препятствуют и высоким темпам экономического роста и успешному социальному развитию страны. Это - по-прежнему весьма высокая зависимость российской экономики от топливно-энергетического сектора, сохранение сильного социального расслоения населения.

   Сейчас мы подошли к новому этапу осуществления социально-экономических преобразований, заявил Заместитель Председателя Правительства РФ. Суть нового этапа состоит в обеспечении конкурентоспособности страны, что означает не только конкурентоспособность нашего бизнеса, экономики, но и, может быть даже в первую очередь, конкурентоспособность личности. Поэтому на сегодняшний день важнейшим приоритетом Правительства является развитие тех сфер, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека. К таковым относятся сферы образования, здравоохранения, жилье, инфраструктура, устойчивость политической демократии.

   Говоря об интеграции российской экономики в мировую, А. Жуков подчеркнул особую важность сближения и интеграции экономик постсоветского пространства. Мы убеждены в благотворности формирования общего экономического пространства, сказал он, в формировании общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между нашими странами. Мы стремимся к устранению существующих барьеров во взаимной торговле внутри СНГ, к созданию эффективной платежной расчетной системы. На сегодняшний день доминирующей формой интеграции является единое экономическое пространство.

   В заключение Заместитель Председателя Правительства РФ пожелал успеха участникам конференции.

   В ходе международной конференции состоялась церемония присуждения Заместителю Директора-распорядителя МВФ Анне Крюгер и Президенту Ситигруп Стенли Фишеру звания почетного профессора Академии народного хозяйства. Вручая почетные грамоты, ректор АНХ Владимир Мау отметил, что Анне Крюгер является выдающимся ученым в области политической экономии, одним из основателей современной политической экономии, фактически основателем теории политической ренты. Стенли Фишер является выдающимся макроэкономистом, автором большого числа исследований по проблемам макроэкономики вообще и посткоммунистической трансформации в частности. Он хорошо известен во всем мире. Знакомство с реальной экономической теорией для многих экономистов начинается с классических учебников по экономической теории и макроэкономике, написанных им совместно с Рудигером Дорнбушем.

   С большим вниманием участники конференции заслушали доклад Марека Домбровски (CASE – Центр социально-экономических исследований, Варшава), озаглавленный "Будущие вызовы для стран СНГ". В своем выступлении М. Домбровски, в частности, признал, что подвести итоги посткоммунистической трансформации - дело непростое. Несмотря на пятнадцать лет, которые прошли с начала этого процесса в Центральной Европе, продолжаются попытки фундаментально оспаривать курс на быстрые рыночные реформы и доказывать, что была якобы возможна какая-то другая, намного менее болезненная стратегия трансформации. Еще труднее объективно оценить результаты реформ в странах СНГ, где переход к рынку и демократии оказался процессом более сложным, чем в странах Центральной Европы.

   Чтобы ответить на вопрос, насколько устойчивым является нынешний рост в СНГ, надо глубже проанализировать микроэкономическую, институциональную и структурную характеристику экономических систем, созданных в процессе трансформации. А здесь, по мнению М. Домбровски, ситуация кажется менее оптимистической, чем в области макроэкономических показателей.

   Польский экономист оценил предпринимательский климат в странах СНГ в целом как плохой. Среди определяющих факторов им были названы: сохраняющиеся барьеры входа на рынок; слабость налоговой системы и налогового администрирования; слабость таможенной системы и таможенного администрирования; правовая система, не соответствующая принципам открытой рыночной экономики и свободного демократического общества; плохое исполнение законов из-за низкого качества госслужбы и судебной системы; плохое качество финансового сектора и финансовых услуг; недоразвитость и монополизированность инфраструктуры.

   В результате плохого предпринимательского климата экономики стран СНГ испытывают структурный недостаток двух очень важных для перспектив экономического развития категорий субъектов: малых и средних предприятий и крупных транснациональных корпораций. Что касается прямых иностранных инвестиций, здесь ситуация представляется еще хуже, чем в области малого и среднего бизнеса.

   Источник многих перечисленных проблем докладчик видит в слабом, нереформированном государстве, унаследованном от советского прошлого. Причем слабость государства, по его мнению, не означает, что у него не хватает властных полномочий в отношении граждан и экономических субъектов, как это считают многие "государственники". Наоборот, их слишком много.

   Авторитарным тенденциям в странах СНГ, считает М. Домбровски, способствуют следующие составляющие политической и конституционной системы:

   • слишком сильная конституционная позиция президента;

   • отсутствие достаточной системы сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;

   • мажоритарная система выборов в представительские органы (в одномандатных округах);

   • отсутствие эффективной системы контроля за честностью выборов;

   • относительная слабость или полное отсутствие демократического движения;

   • слабость системы политических партий;

   • отсутствие или слабость независимых СМИ.

   Говоря о будущем СНГ, докладчик отметил, что до сих пор определение "страны СНГ" подразумевало достаточный набор общих политических и экономических характеристик и общих проблем, позволяющих говорить об этих странах как о более или менее однородной группе. На самом деле это не до конца так. Несмотря на общее советское наследие, медленные темпы рыночных реформ, наблюдаемые антидемократические тенденции и угрозу оказаться на периферии европейских и мировых интеграционных процессов, отдельные страны все-таки отличаются друг от друга.

   В будущем дальнейшее расхождение траекторий развития отдельных стран представляется неизбежным, уверен М. Домбровски. Расхождение будет происходить как в результате разных темпов и направлений реформ экономики и государства, так и под влиянием внешних факторов. Само название "страны СНГ", по мнению польского ученого, уже потеряло свое историческое обоснование. Даже в международном дипломатическом лексиконе все чаще используется определение "новые независимые страны" (New Independent States [NIS]).

   В своем выступлении Председатель Правления РАО "ЕЭС России", Председатель Электроэнергетического Совета СНГ Анатолий Чубайс затронул такие важные аспекты российской экономической жизни, как промышленную и структурную политики.

   Говоря о значении электроэнергетики для экономик стран-членов СНГ, он напомнил, что этот сектор обеспечивает от 3% до 6-7% их ВВП. Кроме того, это единственный сектор, который, являясь замыкающим звеном ТЭКа, осуществляет поставку продукции как 100% физических, так и 100% юридических лиц. К тому же параметры электропотребления - это один из достаточно репрезентативных показателей уровня жизни. Да и уровня развития экономики в целом.

   Остановившись на процессах, происходящих в электроэнергетике России и стран СНГ в последние 10-15 лет, А. Чубайс отметил монетизацию сектора и его содержательное структурное преобразование. Причем, по его мнению, эти два процесса находились в достаточно сложных связях. В разных странах это происходило по-разному и с разными последствиями.

   По уровню монетизации докладчик разделил страны СНГ на три группы. В первую вошли страны со 100%-ным объемом живых платежей - Россия и Казахстан. Во вторую группу он включил Украину, Белоруссию, Молдову и Армению, где эти параметры несколько ниже, хотя есть положительная динамика. В третью - Таджикистан, Киргизию, Узбекистан. В этих трех государствах уровень живых платежей существенно ниже и находится в диапазоне от 35% до 65%.

   В России переход к полной монетизации произошел до структурного преобразования сектора. Т.е. наблюдалась такая динамика: этап номер один - восстановление платежей, этап номер два - структурные преобразования. И, по мнению докладчика, такая последовательность крайне важна и абсолютно принципиальна. К сожалению, у некоторых наших соседей иногда эти этапы соединяются вместе. Такую ситуацию А. Чубайс оценил как крайне опасную и деструктивную.

   Говоря о содержании структурных преобразований во всех государствах СНГ, глава РАО ЕЭС подчеркнул, что везде вектор перемен направлен в сторону отделения монопольной части сектора от конкурентной. При этом он перечислил тенденции, свидетельствующие об этом, такие как: попытки создания элементов конкуренции внутри сектора, более или менее решительный выход в дерегулирование, отказ от установления государством тарифов. Все эти тенденции просматриваются в каждом из государств СНГ, правда, с разной степенью глубины.

   Далее докладчик остановился на дерегулировании электроэнергетики, процессе, по его признанию, действительно крайне сложном, многослойном, продвигаясь по которому Россия уже сталкивается с большим количеством проблем. По словам А. Чубайса, встающие проблемы требуют такого чисто профессионального креативного подхода, который соединяет профессиональное понимание, что такое современная энергетика, с профессиональным пониманием того, что такое современный рынок. Соотнесение и интеграция этих двух культур - задача очень высокой категории сложности, и в решении ее, естественно, возникают и ошибки и просчеты.

   Критерием успеха преобразований, в том числе в электроэнергетике, является возникшая реальная конкуренция. Результатом этой конкуренции является реальная динамика к снижению цен и тарифов. Результат - полное отсутствие инвестиций в новое строительство. Фактически в большинстве европейских стран за последние пять-семь, а в некоторых даже за последние десять лет не было введено ни одного мегаватта новых мощностей. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: успех реформ - успешная либерализация - инвестиционная остановка.

   Для России эта тяжелая проблема потенциально является гораздо более острой, чем, например, для Скандинавии. В силу, во-первых, несовершенства рынка (очевидно, что весомые достоверные ценовые сигналы, тем более инвестиционные, может подавать только развитый рынок, рынок с историей) и, во-вторых, тяжелейшего состояния основных фондов, высочайшего уровня их износа. Выходит, признал глава РАО ЕЭС, что мы создаем систему, которая в случае своего успеха поставит перед нами проблемы гораздо более острые, чем те которые существуют сейчас в европейских странах.

   Чтобы предотвратить или преодолеть эти проблемы, нужны дополнительные решения. Мы интенсивно над ними работаем, и сейчас уже понимаем для себя, что необходимо создавать не только рынок электроэнергии, но еще и рынок мощности как отдельную рыночную площадку, на которой собственно электрическая мощность, мощность станций будет являться предметом покупки и продажи со специальной системой оплаты. Желательно максимально либеральной.

   Чем дальше мы продвигаемся, тем больше мы понимает, что, по-видимому, речь должна идти о создании целой системы рынков, которая включает в себя не только рынок электроэнергии и рынок мощности, но и рынок транспортных услуг, рынок диспетчерских, или системных услуг.

   Кроме того, как подчеркнул докладчик, базовой в ходе собственно либерализации и преобразования компании является процедура под названием "реорганизация". Реорганизация как юридическая процедура, описанная в Законе об акционерных обществах, вообще не вписывается в основные, базовые сегменты действующего российского законодательства. В связи с этим руководство РАО "ЕЭС России" подготовило поправки в Закон об акционерных обществах и Налоговый Кодекс и намерено выйти с инициативой об изменении лицензионного законодательства, КЗОТа и т.д.

   Выступивший на конференции Вице-премьер Республики Кыргызстан Джоомарт Оторбаев остановился на перспективах экономического развития Киргизии. При этом он сообщил, что Правительство Киргизской Республики на протяжении уже нескольких месяцев работает совместно с Институтом экономики переходного периода, в частности, по концепции реформирования налоговой политики.

   После распада СССР в экономике Киргизии происходило примерно то же, что и в других странах СНГ. Однако есть целый ряд особенностей, связанный с тем, что темпы роста стали там падать гораздо раньше, чем в целом по Советскому Союзу. Особенно глубоким это падение было в конце 60-х - начале 70-х годов. К тому же Киргизия была чисто дотационным регионом Советского Союза. На обстоятельства, которые сопровождались распадом командных экономик, там наложились глубокая миграция трудовых ресурсов, а также вывоз основных фондов из страны. В сложившихся условиях был лишь один возможный путь дальнейшего развития - это проведение радикальных экономических реформ. По существу, в полном смысле этого слова - "шоковая терапия".

   В Кыргызстане массовая приватизация началась очень активно. Сегодня более 90% предприятий находятся в частных руках. В ближайшие годы будут приватизированы естественные монополии. Киргизская Республика первой из стран СНГ ввела свою национальную валюту еще в 1993 г. Уже в 1998 г. был решен вопрос частной собственности на землю конституционным образом в 1998 г. Киргизия первой из СНГ вступила во Всемирную торговую организацию в 1998 г.

   Сегодня раздается много критики по поводу политики внешних заимствований. Действительно, страна накопила очень большой государственный долг - примерно 90-95% ВВП. Однако, анализируя события 90-х годов, можно сказать, что данная политика была единственно правильной. И кредиты в инфрастуктуру, которые брались у международных финансовых институтов, и практически бесплатное электричество спасли, по мнению докладчика, страну от больших политических и социальных шоков. Страну удалось вывести на траекторию устойчивого экономического роста. Но 90-е годы надо было пережить.

   Среди приоритетов нынешней экономической политики правительства Дж. Оторбаев назвал снижение уровня бедности, сокращение доли государства в бизнесе и полное дерегулирование экономики, улучшение делового и инвестиционного климата, уменьшение административных барьеров со стороны государства, активный, даже агрессивный маркетинг страны за границей.

14638.jpg (14241 bytes) 14638.jpg (14241 bytes)

   С докладом, озаглавленным "Грузия: стратегическое видение и важнейшие приоритеты финансовой реформы на период 2004-2006 гг.", выступил Заместитель Министра финансов Грузии Лаша Гоцеридзе. По его словам, приоритетом макроэкономической политики нынешнего правительства является финансовое и монетарное урегулирование. На основе проведения Программы реформирования на 2004-2009 гг. рост ВВП ожидается в размере 8,5% в 2004 г. и 6% в 2005-2008 гг. Не исключается вероятность того, что рост может достичь и 10%. В связи с сохранением благоразумной денежной политики инфляция должна удержаться на уровне 5%.

   Как подчеркнул Л. Гоцеридзе, ключевой вопрос бюджетной политики заключается в улучшении сбора доходов. Заявленной амбицией на 2004 г. было увеличение общих налоговых доходов на 25% (на 2% ВВП, или до 16,3% ВВП). По итогам первых восьми месяцев 2004 г., общие налоговые доходы превысили на 40,6% результаты прошлого года и оказались на 4,4% выше, чем запланировано на весь нынешний год.

   На собираемости налогов благоприятно сказались следующие факторы: экономический рост; изменения в финансовой политике (до принятия нового Налогового кодекса, который, видимо, вступит в силу в начале 2005 г., некоторые изменения в финансовой политике уже были учтены в Бюджете-2004); улучшение налогового и таможенного администрирования, реформы госуправления и антикоррупционные меры (в результате значительно сократилась контрабанда, в особенности табачных изделий и нефтепродуктов); нормализация политической ситуации в Аджарии; активная приватизационная политика.

   Бюджет-2004 предусматривает расширение общих государственных расходов на 59%. Увеличенные расходы будут направлены на финансирование программы социальной защиты и уменьшения бедности, реабилитацию энергетического сектора.

   По мнению Л. Гоцеридзе, Министерство финансов играет ключевую роль в процессе развития Грузии. В связи с этим определены шесть основных областей структурных реформ: Казначейство; бюджетная система; финансовая политика; Налоговый департамент; Таможенный департамент; Финансовая Полиция. С начала года Минфин Грузии обращает особое внимание на эти реформы, и первые результаты уже налицо.

   Ключевой частью реформы финансовой политики докладчик считает введение нового Налогового кодекса. Для защиты интересов налогоплательщиков документ предусматривает создание новых структур, а именно: Налогового арбитража и Налогового омбудсмена.

   Новый кодекс предусматривает сокращение числа действующих налогов с 21 до 9. Кроме того, изменению подлежат и ставки налогового обложения: подоходный налог - 12% (вместо 18%); социальный налог - 20% (вместо 33%); НДС - 18% (вместо 20%); налог на прибыль - 12% (вместо 20%). Налог на прибыль устанавливается на уровне 20%, налог на имущество - 1%. Одновременно вводятся дифференцированные процентные ставки налога на использование природных ресурсов и налога на игорный бизнес, налог на собственность и землю объединяются в единый налог.

   Бывший премьер-министр Армении (в 1991 г. и 1993-1996 гг.) Грант Багратян в своем выступлении "Армения в переходный период: привыкание к новым экономическим ценностям" остановился на особенностях и проблемах постсоциалистического развития своей страны. Он, в частности, сказал, что Армения должна быть не точкой конфликта, а посредником цивилизаций, экономическим перекрестком общения Севера и Юга, Запада и Востока. Местом диалога различных культур и религий, а также географически, экономически, этнически удобным региональным финансовым центром.

   По мнению докладчика, по всему СНГ следовало бы ввести один общий налог: НДС плюс налог на прибыль, плюс подоходный налог. Должен быть один flat-налог. Рано или поздно все государства придут от диверсификации как дезинтеграции налоговой системы к унификации налоговой системы.

   Шахин Садыгов, руководитель департамента Министерства экономического развития Республики Азербайджан, начал свое выступление с анализа дореформенной социально-экономической ситуации в Азербайджане. Главным препятствием экономического роста считалась высокая инфляция. Ее обуздание и достижение финансовой стабилизации рассматривалось в качестве важнейшего условия прекращения спада и начала роста. Был принят комплекс мер, направленных на углубление процесса либерализации цен и перехода на жесткую бюджетную и денежно-кредитную политику. В результате была достигнута позитивная динамика изменения индекса потребительских цен, начался процесс экономического роста, который длится до сегодняшнего дня.

   В последующие годы Правительство придерживалось гармонизации параметров бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, которые отразились не только в более тесной увязке динамики денежной массы и уровня потребительских цен, но и повышении сбалансированности доходной и расходной части бюджета. Укреплению достигнутой стабилизации способствовал выбор правильной нефтяной стратегии, а также всемерное стимулирование не нефтяного сектора экономики.

   Одновременно с проводимыми структурными реформами усилия Правительства были направлены на создание институциональных основ рыночной экономики. Как сообщил Ш. Садыгов, в рамках правовой реформы существенно изменились функции органов госуправления, сформировалась нормальная база для нового финансового сектора и всех экономических агентов независимо от форм их организации, собственности и вида деятельности. В корне изменилась налоговая система. Путем реализации реформ в законодательной сфере было определено правовое поле, которое обеспечивало формирование рыночной инфраструктуры и развитие рыночных институтов. В результате осуществленных мер сформировалась инвестиционная среда, привлекательная как для внутренних, так и для иностранных инвесторов. В стране была проведена удачная земельная реформа. Докладчик также с удовлетворением отметил, что в Азербайджане сделаны значительные шаги в вопросе сокращения бедности.

   Вместе с тем, по признанию выступавшего, он далек от мысли, что все проблемы, влияющие на устойчивость экономического развития в Азербайджане решены. К началу третьего тысячелетия азербайджанская экономика поднялась на новый качественный уровень, что ставит новые задачи в определении дополнительных обязательств. Основными целями на этом этапе являются обеспечение устойчивого долгосрочного экономического роста и - на этой основе - дальнейшее повышение уровня жизни населения.

   Посол Республики Казахстан в РФ Крымбек Кушербаев в своем выступлении «Опыт проведения институциональных реформ в Казахстане» как фактор повышения конкурентоспособности» сообщил, что с момента обретения независимости в Казахстане проводились системные преобразования, в том числе административная реформа. Руководство страны обладало пониманием, что принятие отдельных отраслевых программ не даст результатов и будет подобно холостому выстрелу, пока не будет реформирована вся система государственного устройства, а самое – главное пока не произойдет приватизация и реформа реального сектора экономики. То есть сначала нужно было провести рыночные реформы и только после макроэкономической стабилизации, когда заработает рыночный механизм в экономике, когда появится приток внешних инвестиций, когда будут стабильными финансовая и денежно-кредитная системы, можно будет говорить о какой-либо индустриальной стратегии государства.

   Для решения задач дальнейшего роста в Казахстане уже существуют условия, позволяющие взяться за реализацию промышленной политики. Это высокие темпы экономического роста, можно сказать, что, наверное, уже последние пять лет средние темпы роста внутреннего валового продукта превышают 10 %. Большие объемы прямых иностранных инвестиций, высокий уровень внутренних накоплений, развитие хозяйственной инфраструктуры. Казахстан, как известно, признан мировым сообществом страной с рыночной экономикой. В этой связи, в мае 2003 г. решением Президента Назарбаева была утверждена стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 г. Целью стратегии является достижение устойчивого роста страны путем диверсификации отраслей экономики, отхода от сырьевой направленности, а также создании условий для перехода к сервисно-технологической экономике.

   Докладчик особо отметил, что проводимая налоговая политика также нацелена на повышение конкурентоспособности экономики, сочетает интересы как государства, так и предпринимателей; установлен особо благоприятный режим для организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон в области научных разработок и информационных технологий.

   Одним из главных факторов повышения конкурентоспособности являются меры государственной политики по созданию качественных условий жизнедеятель

Содержание

Примечания
Международные конференции - Конференции, семинары - Проекты - Публикации - Диссертационный совет - Ученый совет

Перейти к другим выпускам