Взаимоотношения российских банков и их корпоративной клиентуры в период послекризисной стабилизации банковской системы. Анализ и обобщение результатов опроса банков и предприятий

Дата публикации
Вторник, 27.02.2001

Авторы
Л. Михайлов

Серия

Аннотация
Налаживание взаимодействия банковского и реального сектора экономики далеко не в последнюю очередь зависит от организации информационных потоков между участниками процесса. Один из способов - анкетирование объектов этого процесса. Центр банковского анализа совместно с лабораторией финансового анализа ИЭПП и Московским центром Карнеги заказали и провели анализ результатов двух тематических опросов, посвященных банковскому обслуживанию реального сектора экономики. Первый был проведен среди 396 предприятий и организаций из 17 регионов весной-летом 2000-го года, второй - среди 36 банков в 13 из тех регионов, в которых проводилось анкетирование предприятий.

Опрашиваемые предприятия располагались в административных центрах регионов. Промышленные предприятия составляли 40% респондентов, в том числе предприятия машиностроения и металлообработки - 12%, легкой и пищевой промышленности - 11%, строительные - 12%, доля торговых предприятий и организаций составила 21%. Транспортные предприятия составили 5%, 2% пришлось на связь, остальные 18% составил предприятия и организации сферы услуг.

Опрос банков строился с учетом ответов предприятий на вопрос, услугами каких банков они пользуются. К сожалению, полностью выдержать принцип и провести анкетирование в банках, которые чаще всего упоминались в анкетах промышленных предприятий, не удалось. Доля опрошенных банков в суммарных активах банков своего региона (без учета Сбербанка и филиалов иногородних банков) варьирует от 7% в Башкортостане до 72% в Волгоградской области.

Средний размер активов самостоятельных банков выборки на середину 2000 года составил 1420 млн. руб. Собственно ссуды клиентам из небанковского сектора составляли в среднем 37% активов, еще 5% приходилось на векселя. Сопоставимую с ссудами реальному сектору часть портфеля активов респондентов составляли средства, размещенные в банковском секторе (39%, из которых половина концентрировалась в ЦБР).

Спектр предоставляемых услуг

Все респонденты отметили только три вида услуг: расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, операции с векселями. Существенное количество банков (от 72 до 83%) предоставляют консультационные услуги, брокерское обслуживание, конверсионные услуги и размещение средств на срочный депозит. Половина респондентов оказывают услуги по обслуживанию экспортно-импортных операций, управлению временно свободными средствами клиентов, осуществляют проекты по карточному обслуживанию своих корпоративных клиентов. В то же время только 6 банков занимаются факторингом. Банки назвали также лизинг, депозитарные услуги, операции с драгоценными металлами, предоставление сейфов в аренду, услуги платежного агента. Формально процент банков, предоставляющих ту или иную услугу выше, чем, процент предприятий, пользующихся такой услугой. Однако ответы банков и предприятий на следующий вопрос - какие услуги не могут получить клиенты - рисуют соотношение спроса и предложения на банковские продукты в несколько ином свете.

По мнению банков, наибольший неудовлетворенный спрос существует на карточное обслуживание, а, по мнению предприятий - на кредиты. Далее, с точки зрения банков, их клиенты испытывают дефицит в конверсионных услугах и факторинге. Предприятия эти услуги упоминали намного реже. Гораздо чаще они не могут удовлетворить потребность в консультационных услугах, банки же не считают, что такая проблема вообще существует - ни один из респондентов не отнес консультационные услуги к дефицитным для клиентов.

Кредитование реального сектора

Средний размер кредитного портфеля банков небанковскому сектору составил 511 млн. руб. на середину 2000 года. Минимальное значение составило 2 млн. руб., максимальное - 8.5 млрд. руб., что в 4.6 раза выше следующего по величине. Среди предприятий в 2000-м году использовали банковские кредиты 28%, практиковали привлечение кредитов в последние несколько лет - 42%.

Отраслевая структура кредитного портфеля на основе ответов 33 банков приведена в таблице 5. К сожалению, качество ответов на этот вопрос дает возможность лишь для самой общей интерпретации полученных данных. Так, кредиты торговым предприятиям в среднем составляют большую долю, чем кредиты промышленным предприятиям, кредиты предприятиям сферы услуг занимают незначительную долю в отраслевой структуре. Такое распределение не вполне согласуется с результатами анализа отраслевой структуры предприятий, использующих кредиты. Самый высокий процент привлечения кредитов оказался среди респондентов, отнесенных к промышленности (35.4% опрошенных промышленных предприятий привлекали кредиты банков на момент опроса), у предприятий торговли этот показатель оказался очень близким к среднему.

На вопрос о целях кредитов, выданных в 2000 году, ответили все банки, принявшие участие в опросе. Как и у заемщиков, более трети ответов у банков пришлось на кредиты для приобретения сырья и материалов (28% ответов). Далее следуют кредиты для расширения и переоборудования производства (по 14% ответов). Но с точки зрения банков на эти цели приходится меньшая часть выдаваемых кредитов, чем с точки зрения предприятий, в выборке которых на эти цели пришлось по 18% ответов. На четвертое место банки поставили погашение задолженности перед поставщиками, предприятия - выплату зарплаты, которая у банков оказалась на пятом месте. В целом же между распределением ответов предприятий и банков на вопрос о целях кредитования имеется тесная связь. Коэффициент корреляции составил 95%.

Среди факторов, влияющих на решение о предоставлении кредита, чаще всего банки выделяли хорошее обеспечение кредита и финансовое состояние предприятия (28 и 27% ответов, соответственно - см. рис. 4). Причем отрыв этих двух факторов от остальных имеет качественный характер. Между ответами банков и предприятий о значимости различных факторов при предоставлении кредитов существует статистически значимая положительная связь. Коэффициент корреляции составил 74.5%. Но сравнение распределения ответов позволяет выявить и важные, на наш взгляд отличия, учет которых, возможно, позволит продавцам и покупателям кредитов чаще находить друг друга. Так, предприятия в нашей выборке заметно недооценивают роль обеспечения под кредит, кредитной истории и одновременно переоценивают значение, которое придают банки при принятии решений о предоставлении кредитов таким нематериальным активам как репутация предприятия и личные связи работников предприятия и банка.

Анализ ответов банков на вопросы о целях, на которые предоставляется кредит, его обеспечении и факторах, принимаемых во внимание при его предоставлении, позволяет сделать вывод, что кредитная политика банков в этом отношении довольно последовательна: предоставляя, в основном, кредиты для приобретения сырья и материалов, банки в качестве обеспечения предпочитают тот же вид активов - товарно- материальные запасы. А хорошее качество залога возглавляет список факторов, влияющих на принятие решений о выделении кредита. Бизнес-план под такого рода краткосрочные кредиты не требуется. Соответственно, банки на вопрос о необходимости бизнес-плана для получения кредита положительно ответили только в половине случаев (еще в 6% ответов требование бизнес-плана обусловлено целью кредита или его сроками). В то же время среди предприятий предоставление бизнес-плана считали необходимым около 70% респондентов. Мнения банков и предприятий в отношении обязательности плана использования кредита ближе друг к другу: 86% банков и 78% предприятий, ответивших на этот вопрос, считали предоставление плана использования кредита обязательным (еще 8% банков ставили наличие такого плана в зависимость от целей кредита и вида обеспечения).

Качество кредитного портфеля

Большинство банков считают, что доля необслуживаемых кредитов у них в середине 2000 года ниже, чем накануне кризиса 1998 года. Это касается и рублевых, и валютных ссуд. На вопрос о доле стандартных, нестандартных, сомнительных и безнадежных ссуд ответили 33 банка. Судя по ответам, ситуация в выборке была заметено лучше, чем в целом в банковском секторе.

Среди фактических причин прекращения обслуживания кредитов чаще всего банки называли тяжелое финансовое положение заемщика (44% ответов), второй по популярности вариант ответа - разорение заемщика (34%). 14 респондентов столкнулись с этой проблемой, в том числе 11 указали ее одновременно с тяжелым финансовым положением заемщиков. Учитывая краткосрочный характер большей части выдаваемых кредитов, такое распределение ответов дает основание считать, что, по крайней мере, в опрошенной выборке, банки далеко не всегда в состоянии адекватно оценивать финансовое положение заемщиков. 15% ответов пришлось на невозможность найти организацию, взявшую кредит. Юридические разногласия по заключенному договору отметил только 1 банк.

Работа с плохими кредитами

При ответе на вопрос о наличии подразделения или специального сотрудника по работе с плохими кредитами банки разделились практически поровну: 18 ответили положительно, 17 - отрицательно.

Из ответов банков на вопрос о том, в каких случаях в практике чаще всего имел место невозврат кредитов, рисуется следующий коллективный "фоторобот" проблемного заемщика: с вероятностью 59% это частное предприятие, с вероятностью 53% оно является мелким и с вероятностью 59% оно является предприятиям торговли.

Среди мер, предпринимаемых банками при возникновении просроченной задолженности, на первом месте изъятие залога - к ней прибегают 89% респондентов. Сравнивать ответы банков и ответы предприятий на этот вопрос затруднительно из-за небольшого абсолютного числа ответивших. Тем не менее, можно отметить, что по ответам банков рисуется более жесткая политика по возврату просроченной задолженности, чем это видится предприятиям, которые на первое место при ответе на аналогичный вопрос поставили лонгирование кредита, на второе - получение новой ссуды.

Перспективы расширения кредитования

На вопрос о ресурсах для расширения кредитования положительно ответили 34 из 36 банков. В наибольший степени банки рассчитывают на средства клиентов на расчетных счетах (25% ответов) и депозиты частных лиц (23% ответов). Значительно меньше банки полагаются на собственные средства, выпуск ценных бумаг, депозиты юридических лиц, которые получили от 13 до 15% ответов.

Оценивая изменения в спросе на кредиты со стороны предприятий реального сектора, 33 банка сочли, что он увеличился хотя бы по одному из видов, приведенных в таблице 11, а в среднем они считали, что увеличение происходит по 3.5 из предложенных 10 видов ссуд, и всего один считал, что имело место исключительно снижение спроса на кредиты.

Сопоставление ответов банков о направлениях увеличения объемов кредитования с ответами предприятий на вопрос, в получении каких кредитов они испытывают затруднения позволяет сделать вывод, что банки вполне адекватно оценивают потребности предприятий. Единственное заметное исключение - операции на финансовом рынке. Кредиты на эти цели собирался расширить каждый третий банк. Аналогичного варианта ответа предприятиям не предлагалось, самостоятельно такого направления кредитования респонденты из реального сектора не выделили. Если его исключить из числа сопоставляемых ответов, то коэффициент корреляции между распределением ответов банков и предприятий составил 92%.

Содержание

Примечания

Тезисы выступления на круглом столе "Взаимоотношения российских банков и их корпоративной клиентуры в период послекризисной стабилизации банковской системы. Анализ и обобщение результатов опроса банков и предприятий". 27 февраля 2001 г.

Перейти к другим выпускам