Опыт проведения институциональных реформ в Казахстане, как фактор повышения конкурентоспособности

Дата публикации
Понедельник, 13.09.2004

Авторы
Крымбек Кушербаев

Серия
Международная Конференция "Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы", Москва, 13-14 сентября 2004

Аннотация
С момента обретения независимости в Казахстане проводились системные преобразования, в том числе административная реформа. Руководство страны обладало пониманием, что принятие отдельных отраслевых программ не даст результатов и будет подобно холостому выстрелу, пока не будет реформирована вся система государственного устройства, а самое главное пока не произойдет приватизация и реформа реального сектора экономики. То есть, сначала нужно было провести рыночные реформы и только после макроэкономической стабилизации, когда заработает рыночный механизм в экономике, когда появится приток внешних инвестиций, когда будут стабильными финансовая и денежно-кредитная системы можно будет говорить о какой-либо индустриальной стратегии государства.

Для решения задач дальнейшего роста в Казахстане уже существуют условия, позволяющие взяться за реализацию промышленной политики. Это высокие темпы экономического роста, можно сказать, что, наверное,  уже последние пять лет средние темпы роста внутреннего валового продукта превышают 10 %. Большие объемы прямых иностранных инвестиций, высокий уровень внутренних накоплений, развитие хозяйственной инфраструктуры. Казахстан,  как известно, признан мировым сообществом страной с рыночной экономикой. В этой связи, в мае 2003 года решением Президента Назарбаева была утверждена стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана  до 2015 года.

Целью стратегии является достижение устойчивого роста страны путем диверсификации отраслей экономики, отхода от сырьевой направленности, а также создании условий для перехода к сервисно-технологической экономике. Если говорить одним словом, то мы очень хотим по заявлению Назарбаева научить казахстанцев жить так, как будто у нас нет нефти и газа. Хотя колоссальные запасы нефти и газа разведаны и в ближайшие 10-15 лет объем экспорта нефти на мировые рынки мы планируем в объеме 230-250 млн. тонн, это очень высокие показатели даже для известных стран персидского залива. Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем 9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году, по сравнению с 2000 годом объем внутреннего валового продукта в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8,5 % и увеличить производительность труда не менее чем в 3 раза и самое главное снизить энергоемкость внутреннего валового продукта в 2 раза.

В стране созданы и уже функционируют целые сети институтов развития, я думаю, участникам конференции будет интересно. Это банк развития Казахстана, это казахстанский инвестиционный фонд, корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, центр маркетингово-аналитических исследований, а также центр инжиниринга и трансфертных технологий. Я уже говорил, что эти институты развития созданы в целях реализации наших стратегий индустриально-инновационного развития, и они находятся в структурном составе Министерства  индустрии и торговли Казахстана, которое занимается этой программой. Пользуясь возможностью, я приглашаю всех желающих сотрудничать с нашими институтами развития, тем более они неплохо капитализированы на первом этапе. Из национального фонда для капитализации этих институтов развития было выделено 2,5 млрд. долларов.

Казахстан внедряет передовой мировой опыт, планирует и использует кластерный подход к развитию индустрии. Он подразумевает концентрацию в одном месте критической массы факторов производства и сопутствующих отраслей для достижения высокой конкурентоспособности. Президентом страны поставлена четкая задача до конца 2004 года Правительство Казахстана должно определить все перспективные конкурентоспособные казахстанские  субрегиональные и региональные кластеры. А институты развития должны стать трамплином в реализации этих намеченных целей.

Особо хотел бы отметить, что проводимая налоговая политика также нацелена на повышение конкурентоспособности экономики, сочетает интересы как государства, так и предпринимателей. С 1 января 2004 года  максимальные ставки индивидуального подоходного налога у нас снижены с 30 до 20 %, снижены ставки НДС с 16 до 15%, введена регрессивная шкала ставки социального налога с максимального размера 20% и до минимальной 7% и ряд других положений. Также хотел бы подчеркнуть, что установлен особо благоприятный режим для организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон в области научных разработок и информационных технологий. В порядке иллюстрации можно сказать, например, поселок Алатау, это вблизи города Алма-Аты. Мы начали строительство центра информационных технологий в тесном сотрудничестве с ведущими мировыми компаниями, в том числе Майкрасофт. В городе Степногорске создается центр биотехнологий, в городе Курчатове центр ядерных технологий и все эти технопарки имеют особый благоприятный режим как специальные экономические зоны.

Одним из главных факторов повышения конкурентоспосбности являются меры государственной политики по созданию качественных условий жизнедеятельности человека. Речь, конечно, идет о важных новациях в сферах обеспечения жильем, услугами здравоохранения и образования. Например, на реализацию государственной программы жилищного строительства Казахстана на период 2005-2007 гг. будет направлен 1,1 млрд. долларов, при сегодняшних ставках ипотечного кредитования  системы строительных сбережений13-15% предусмотрено их снижение до 9-10%. Срок кредитования увеличен при сегодняшних условиях с 10-15 до 20 лет. Первоначальный взнос снижен с 15 до 10% от суммы кредита. В  результате мультипликативного эффекта предполагаемый дополнительный прирост внутреннего валового продукта должен составить до 1,5%.

Также хотел бы сказать, что недавно глава государства утвердил новую очередную государственную программу по дальнейшему углублению реформ в сфере образования. До конца года будет принята очередная программа по углублению реформ в сфере здравоохранения, чтобы достичь высоких показателей по индексу человеческого развития. Будут продолжены реформы в электроэнергетике, транспортной и коммуникационной сфере, в сельском хозяйстве и особенно в промышленности. Что касается сельского хозяйства, также хотел сказать, что кроме принятия программы по развитию агропромышленного комплекса, с учетом специфики Казахстана, у нас большая территория, малая плотность населения, принята также программа развития сельских территорий.

Кстати, у кого-нибудь могут появиться сравнения нашей индустриальной программы с программой индустриализации 30-х годов, которая проводилась в СССР. Цели, в общем-то, схожи, но мы ее реализуем в условиях рыночной экономики. Понятно, что через 5 лет устаревшие морально заводы и фабрики уже не будут работать, а через 10 лет и вовсе необходимо, чтобы старых и неконкурентоспособных заводов не осталось, и при этом следить за тем, чтобы создавались только новые производства, оснащенные технологически современным и инновационным оборудованием, которое выпускает продукцию высокой конкурентоспособностью, с довольно высокой стоимостью. Казахстан, как и все страны содружества, нуждается в мега проектах. У нас разработаны и приняты крупные в мировых масштабах программы освоения казахстанского сектора Каспийского шельфа. Реализуется проект энергетического моста Север-Юг. Разрабатываются проекты создания сети экспортного трубопровода. Поэтому опыт развития стран СНГ в условиях независимости подтверждает, что страны СНГ нуждаются в более тесном сотрудничестве в ключевых отраслях развития. Например, обладая 5% численности населения планеты, 10% мирового промышленного потенциала, 20% запаса базовых видов природных ресурсов сегодня Содружество занимает в объеме мировой торговли всего 2%. СНГ с численностью населения 280 млн. человек имеет объем внешней торговли в 1,5 раза меньше, чем семь бывших соцстран центрально-европейской зоны свободной торговли с населением всего 97 млн. человек. Если принять во внимание общий транзитный потенциал государств СНГ, огромный топливно-энергетический и продовольственный потенциал, то все это говорит в пользу таких инициатив, как евразийское экономическое сообщество, единое экономическое пространство, создающих основу для интеграции роста взаимной торговли и экономического развития.

Я думаю, что буквально через 2 дня состоится Самит глав государств СНГ у нас в Астане, я надеюсь, что будут приняты дополнительные меры по повышению эффективности, в том числе сотрудничества и в экономической сфере. Мы вместе  должны решать те проблемы, также как когда-то вместе победили фашизм и сегодня нет сомнений достойно ответим на вызовы международного терроризма.

В заключение, хочу поблагодарить Е.Т. Гайдара, всех организаторов этой конференции за очень правильно высказанную сегодня мысль, что было бы полезно ежегодно ведущим специалистам экономики стран Содружества, с участием ведущих специалистов мировых экономик собираться и рассказывать о достижениях и вместе обсуждать имеющиеся проблемы. Благодарю за внимание.

Содержание

Примечания

Крымбек Кушербаев,
Посол Республики Казахстан в РФ

Перейти к другим выпускам