Восстановительный рост российской экономики на уровне 5,5% в 2017 г. в сложившихся условиях не представляется реалистичным
Вчера Банк России опубликовал очередной Доклад о денежно-кредитной политике, в котором пересмотрел стрессовый сценарий развития российской экономики.
Доклад предполагает падение мировых цен на нефть до 60 долл./барр., а также сохранение влияния других негативных факторов (в том числе, напряженной геополитической обстановки, санкций и отсутствия факторов роста). В этом случае, согласно ЦБ РФ, спад ВВП в следующем году может составить 4,5–4,8% относительно 2014 г., а в 2016 г. спад может составить 1%.
Последствия столь драматичного падения цен на нефть будут смягчены бюджетной политикой: резкое сокращение доходов бюджета (и ограниченности источников финансирования дефицита), согласно бюджетному правилу, будет компенсировано за счет средств суверенных фондов.
Как отмечается в Докладе, спад будет временным и уже в 2017 г. может смениться восстановительным ростом на уровне 5,5–5,8% даже при низком уровне нефтяных цен. Такой рост экономики РФ будет возможен за счет ее адаптации к стрессовым внешнеэкономическим условиям за счет импортозамещения и роста конкурентоспособности экспорта при низком курсе рубля.
Новая версия стрессового сценария прогноза ЦБ более пессимистична по сравнению с предыдущей. Напомним, что в начале ноября самый пессимистичный вариант прогноза ЦБ предполагал падение нефтяных цен до 60 долл./барр. к концу 2015 г., в случае чего спад российской экономики составил бы порядка 4%.
В этом нет ничего удивительного: возможный спад ВВП в 2015 г. будет обусловлен как отсутствием внутренних ресурсов роста, так и ухудшением внешнеэкономической (условий торговли) и геополитической конъюнктуры. Так, по оценкам Института Гайдара, при мало изменяющейся структурной составляющей существенный отрицательный вклад в темпы экономического роста РФ в 2015 г. будет вносить, в первую очередь, внешнеторговая, а также конъюнктурная компонента. При этом переход внешнеторговой составляющей роста ВВП в отрицательную область объясняется резким снижением мировых цен на нефть, при котором фактическая цена оказывается ниже средней за многолетний период.
Заметим, что России удалось выйти из кризиса 2008–2009 гг. с небольшими потерями в темпах роста именно благодаря тому, что сокращение цен на нефть было лишь кратковременным и их среднегодовой уровень в этот период оставался высоким (выше среднемноголетнего). Как неоднократно отмечалось, маловероятно, что новое равновесие на мировом рынке нефти установится на столь же высоком уровне, что и в предыдущие годы. Российская экономика действительно может выйти из рецессии за счет импортозамещения и роста конкурентоспособности российских товаров. Однако необходимо помнить, что в отсутствие серьезных мер все это будет происходить лишь за счет ослабления курса национальной валюты и будет иметь лишь краткосрочный характер, поскольку перечисленные выше факторы не могут быть фундаментальными для экономического роста в России.
Кроме того, с большим трудом представляется, каким образом темпы роста российского ВВП смогут достичь уровня 5,5% к 2017 г., даже если это будет восстановительный рост за счет адаптации экономики к новым условиям. Особенно утопично это выглядит на фоне сегодняшнего повышения регулятором ключевой ставки до 17%, что автоматически блокирует доступ банков и реального сектора к заемным средствам, т.е. лишает предприятия источников финансирования в условиях сильной ограниченности собственных средств. По словам председателя ЦБ РФ Э. Набиуллиной, «мы должны научиться жить в новой зоне, ориентироваться в большей степени на собственные источники финансирования, проекты и дать шансы для импортозамещения».
Нет сомнений в том, что экономика РФ должна найти новое равновесие в сложившейся непростой внутренней и внешней обстановке. Вместе с тем, необходимо помнить о том, что внутренних стимулов для экономического развития сейчас у нашей страны практически нет и, на наш взгляд, на одном импортозамещении в нынешних условиях темпы экономического роста в районе 5,5–5,8% за два года никак не могут быть достигнуты.
Вышесказанное только обостряет необходимость разработки экономической политики, направленной на сокращение сырьевой зависимости, рост факторов производства, в том числе новых, таких как человеческий капитал (что требует реформ в социальной сфере), диверсификацию экономики, а также повышение совокупной факторной производительности (рост которой, согласно нашим расчетам, в 2015 г. может оказаться нулевым), в том числе улучшение качества институтов (таких как судебная, правоохранительная система и т.д.).
Мария Казакова – к.э.н., зам. зав. международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости
Вторник, 16.12.2014