В условиях эмбарго невозможно полноценное функционирование ЕАЭС
На прошлой неделе президент Александр Лукашенко дал понять, что Белоруссию не устраивают ограничения на транзит через территорию России продукции ЕС, следующей в Казахстан и другие страны, и закрытие российского рынка для десятков белорусских мясомолочных предприятий.
Проблемы были вполне предсказуемы. Смысл таможенного союза заключается в проведении согласованной торговой политики и свободном перемещении товаров по единой таможенной территории. Введение Россией одностороннего эмбарго на поставки продовольствия из США, ЕС, Австралии, Норвегии и Канады вместе с отсутствием таких решений у Белоруссии и Казахстана — пример противоположной политики, которая в принципе несовместима с единой таможенной территорией.
Если товар пересекает белорусскую границу, отсутствие таможенного контроля между Россией и Белоруссией обеспечивает свободный доступ товара на российскую территорию.
После введения Россией антисанкций у остальных партнеров по Евразийскому союзу, и в первую очередь из-за географического положения у Белоруссии, появляется два способа заработать.
Первый («белый») способ заключается в том, что европейские производители, потеряв доступ на российский рынок, вынуждены продавать на доступные рынки (в частности, в Белоруссию) свое сельскохозяйственное сырье и готовую продукцию пищевой промышленности. Дешевая готовая продукция частично замещает на рынке белорусские продукты, а белорусские производители начинают закупать подешевевшее сырье из стран ЕС, что дает им дополнительные конкурентные преимущества и возможность увеличить свои поставки в Россию. Такая схема полностью легальна, поскольку, согласно действующим в СНГ правилам определения страны происхождения товаров, товар считается белорусским, если он подвергнут достаточной переработке на территории Белоруссии. Формально необходима смена хотя бы одного из первых четырех знаков в коде товарной номенклатуры Таможенного союза, поэтому, например, изготовленные на белорусском предприятии рыбные консервы (относятся к группе 1604), в производстве которых использовался норвежский лосось (относится к запрещенной к ввозу на территорию России группе 0302), будут являться белорусским товаром, на который не распространяется российское эмбарго.
Второй («серый») способ — хорошо известный и вполне доступный в условиях отсутствия таможенной границы реэкспорт европейских товаров под видом белорусских либо за счет подмены документов, либо за счет оформления в виде транзита в третьи страны. Такая схема особенно хорошо работает для тех товаров, аналоги которых производятся в Белоруссии: европейские овощи и мясо выдать за белорусские в больших объемах значительно проще, чем морепродукты или фрукты.
С одной стороны, эти две возможности смягчают негативные для российских потребителей последствия продовольственного эмбарго, причем второй способ при полной прозрачности таможенной границы вообще может свести потери потребителей к минимуму. С другой стороны, появление запрещенных товаров на российском рынке прямо противоречит постановлению правительства о введении ответных санкций.
В стандартных условиях за соблюдение эмбарго отвечает таможня, но поскольку таможенная граница с Белоруссией отсутствует, «крайними» становятся органы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля (Россельхознадзор и Роспотребнадзор). Поэтому Россельхознадзор для прикрытия второго канала вынужден выступать с инициативами ограничений поставок или запрета транзита через белорусскую территорию.
Одновременно с этим ограничить рост конкурентоспособности белорусских предприятий за счет первого способа, ссылаясь на эмбарго, нельзя, поэтому приходится «находить» в этой продукции запрещенные вещества, делающие ее не соответствующей санитарным и ветеринарным требованиям. В ответ белорусская сторона заявляет о возможности ответных действий: органы санитарного надзора Белоруссии также могут «обнаружить» в российской продукции нарушение санитарных норм.
Как известно, 1 января 2015 года на базе Таможенного союза должен начать работу Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Сложившаяся ситуация очень хорошо иллюстрирует важную проблему функционирования ЕАЭС, которая заключается в наличии нетарифных барьеров во внутренней торговле, в данном случае в части санитарного и фитосанитарного регулирования. Страны не договорились о взаимном признании санитарных и ветеринарных сертификатов, не принято решение о едином органе санитарного и фитосанитарного надзора. Вместо этого пошли по пути гармонизации: по многим нормам принимаются технические регламенты Таможенного союза, превалирующие над национальными техническими регламентами. Однако этого явно недостаточно: по одним и тем же правилам органами надзора разных стран будут приниматься разные решения, в зависимости от политической целесообразности. Достаточно вспомнить российско-белорусские торговые войны 2009 года, заявления о резком снижении качества белорусского молока после ареста гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера летом 2013 года.
Конечно, органы санитарного контроля во всех странах иногда используются в качестве инструмента торговой политики, но использовать его внутри организации, называющей себя «экономическим союзом», — это явный перебор.
В макроэкономике хорошо известен феномен «невозможной троицы»: в условиях свободы перемещения капитала невозможно достаточно долго одновременно управлять и обменным курсом, и денежной массой. В современных условиях в ЕАЭС возникает своя «невозможная троица».
В условиях действия российского одностороннего эмбарго невозможно одновременное полноценное функционирование Таможенного союза и добросовестное выполнение Россельхознадзором своих ведомственных обязанностей.
Если функционирует Таможенный союз, подразумевающий как минимум отсутствие таможенной границы между Россией и Белоруссией, и действует эмбарго, то Россельхознадзор не выполняет постановление правительства, поскольку товары из запрещенного списка проникают на российскую территорию беспрепятственно.
Если действует эмбарго и Россельхознадзор выполняет свои функции, то фактически действуют ограничения на поставки товаров из Белоруссии (в т. ч. частично возвращается контроль на границе), и рассуждать о полноценном таможенном, не говоря уже об «экономическом», союзе не приходится.
Таким образом, поскольку одновременно выполнение этих трех условий невозможно, а Белоруссия и Казахстан едва ли согласятся присоединиться к российским запретам на ввоз продовольствия, придется либо отказываться от полноценной евразийской интеграции, либо отменять одностороннее эмбарго, либо, не отказываясь формально от российских антисанкций, закрывать глаза на их неисполнение.
Александр Кнобель – зав.лабораторией международной торговли
Комментарий подготовлен на основе статьи Александра Кнобеля в Forbes.ru
Вторник, 02.12.2014