Николай Милоголов и Владимир Громов: Уклонение от налогов в России - пути решения проблемы

Важнейшим условием роста экономики, улучшения инвестиционного и делового климата в России является формирование эффективной налоговой системы.

Системы, способной не только обеспечивать справедливое распределение налогового бремени между налогоплательщиками, но и формировать у государства такой уровень бюджетных средств, который позволил бы эффективно решать текущие и долгосрочные задачи экономической политики.

Одним из главных препятствий для этого является уклонение от налогов. По данным МВФ, доля теневой экономики в России в 2015 г. составила 33,7% при том, что среднее значение этого показателя среди 158 стран мира – 27,8%. Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) в 2016 году говорила о доле свыше 39% (33,6 трлн руб). И хотя Росстат оценивает тот же показатель на порядок ниже (15-16% ВВП), следует признать, что проблема менее актуальной не становится.

Несмотря на то что в России проводится политика декриминализации налоговых преступлений, высокие показатели числа таких преступлений и величины налоговой задолженности говорят о существовании в России объективных причин, побуждающих налогоплательщиков уклоняться от исполнения налоговых обязательств. Сюда можно отнести и несовершенство налоговых норм, и высокую фискальную нагрузку, и последствия финансово-экономического кризиса, а также влияние довольно непростой экономической ситуации. В то же время в любой экономике существует определенная доля налогоплательщиков, для которых уклонение от налогов всегда остается основной моделью ведения деятельности и получения доходов независимо от того, насколько благоприятными являются налоговая среда и деловой климат.

Поэтому проблема уклонения ставит на повестку дня вопрос о необходимости принятия дополнительных мер, которые способствовали бы ограничению ее масштабов и в то же время содействовали росту налоговой культуры в России. Достижение этой цели на практике предполагает: 1) ужесточение налоговых условий в целях пресечения злоупотреблений (там, где это действительно необходимо); 2) создание стимулов для выхода бизнеса из «тени», т.е. предпосылок для добровольной уплаты налогов.

В рамках первого направления целесообразно установить мораторий на рост предельных значений выручки для применения УСН с последующей оценкой возможностей их снижения в будущем. Чересчур высокие пороги доступа к льготному налоговому режиму улучшают налоговые условия прежде всего для действующих предприятий со значительными оборотами выручки, но не оказывают регулирующего воздействия на появление новых малых предприятий, при этом издержки дробления бизнеса как налоговой схемы снижаются (т.е. расширяет возможности для уклонения). Перспективами в плане борьбы с уклонением от налогов также обладают: доработка ограничений на применение УСН при участии налогоплательщика в капитале других хозяйствующих субъектов, закрепление ограничений на применение ЕНВД по уровню доходов (на оставшийся период действия режима), выявление и устранение законодательных «пробелов», содержащих риски уклонения, в том числе урегулирование порядка налогообложения электронной торговли.

Реализация второй группы мер состоит в формировании таких условий ведения деятельности, которые будут способствовать легализации бизнеса и расширению доли МСП в российской экономике. И речь идет не только о бремени, связанном с уплатой налогов, но и административной нагрузке на бизнес, снижение которой также является приоритетной задачей государства. Сегодня она решается на основе совершенствования техники налогового администрирования и развития механизмов взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, имея в виду досудебное урегулирование споров и совместное выполнение требований налогового законодательства (налоговый мониторинг). Однако, помимо собственно налогового климата в данном случае также важны эффективная антимонопольная политика, свободный доступ на местные (локальные) рынки и к источникам финансирования, поддержка экспортного потенциала предприятий, повышение налоговой грамотности населения.

Одним из ключевых условий эффективной борьбы с уклонением от налогов является оптимальное сочетание политики налогового благоприятствования с повышением эффективности налогового контроля. Ориентиром налоговой политики с этой позиции должно быть внимание к интересам добросовестных налогоплательщиков, когда наибольшее административное бремя ложится не на тех, кто готов платить налоги, а на тех, кто от налогов уклоняется. При этом для ранжирования рисков неуплаты (неполной уплаты) налогов и применения соответствующих мер ответственности следует формировать единую, согласованную по мерам противодействия и тяжести налоговых правонарушений стратегию противодействия уклонению от налогов в рамках выполнения рекомендаций ОЭСР.

Необходимо учитывать, что предпосылки для снижения масштабов уклонения от налогов есть. Как показывают результаты социологических исследований, население России склонно к осуждению неуплаты налогов. Согласно опросам, эту позицию занимают порядка 70% респондентов.

Николай Милоголов, заведующий лабораторией РАНХиГС, старший научный сотрудник НИФИ Минфина России, к.э.н.

Владимир Громов, старший научный сотрудник РАНХиГС, к.э.н


Понедельник, 01.07.2019