Проект закона о повышении ставки НДС и стабилизации нагрузки по страховым взносам внесен в Госдуму

Предложение Правительства России повысить ставку НДС с 18 до 20% с 1 января 2019 г. вышло за рамки дискуссий и в виде законопроекта находится в Госдуме. Его первое чтение должно состояться в начале июля 2018 г.

Увеличение основной ставки НДС производится впервые за 15 лет (учитывая предполагаемый срок вступления в силу поправок). В первый раз основная ставка НДС была изменена законодателем с 1 января 2004 г. Тогда она была снижена с 20 до 18%. Фактически сейчас государство возвращается к той ставке налога, которая была установлена вместе с самим налогом на добавленную стоимость, который взимается на территории РФ с 1 января 1992 г.

Необходимость повышения ставки НДС, обеспечивавшей стабильность и предсказуемость налогообложения в России на протяжении многих лет, обусловлена общим ухудшением состояния экономики. Если накануне 2004 г. у государства был профицит консолидированного бюджета, который по итогам 2003 г. составил около 174 млрд руб. (по данным Росстата), то сегодня наблюдается непрекращающийся с 2013 г. дефицит консолидированного бюджета, который по итогам 2017 г. превысил 1,3 трлн руб. (по данным Минфина РФ). Это вынуждает государство менять фундаментальные параметры налоговой системы, настраивая ее под особенности текущей экономической ситуации.

Одновременно с увеличением ставки НДС Правительство России намерено снизить совокупную ставку страховых взносов с 34 до 30% (за счет уменьшения ставки отчислений в Пенсионный фонд России с 26 до 22%). Однако в действительности это будет фиксация нынешнего размера ставки, а не ее реальное снижение. Дело в том, что, закрепив ставку страховых взносов в размере 34% после отмены единого социального налога (который взимался по ставке 26% до 1 января 2010 г.), государство практически никогда ее не применяло. В 2010 г. – в переходный период – взносы уплачивались по ставке 26%. В 2011 г. действительно действовала ставка 34%, но это привело к закрытию более 10 тыс. предприятий. Принимая во внимание недовольство бизнес-сообщества высоким размером ставки, законодатель, юридически сохранив саму ставку на уровне 34%, перешел к практике установления временной пониженной ставки и стал в ручном режиме корректировать период ее действия. Именно таким образом с 2012 г. была установлена ставка в размере 30%, которая первоначально должна была действовать только до 2014 г., но затем ее действие последовательно продлевалось, вплоть до отмены Закона о страховых взносах (212-ФЗ) и передачи функций по администрированию взносов Федеральной налоговой службе с 1 января 2017 г. Закрепляя 30% в качестве основной (постоянной) ставки, государство не меняет фискальную нагрузку по взносам, но стабилизирует ее, начиная с 2021 г.

От увеличения ставки НДС Правительство России ожидает дополнительно получить в федеральный бюджет 620 млрд руб., тогда как отказ от ставки страховых взносов в размере 34% уменьшит доходную часть бюджета ПФР в 2021 г. на 615,38 млрд руб., в 2022 г. – 659,55 млрд руб., в 2023 г. – 705,14 млрд руб., в 2024 г. – 763,88 млрд руб. Именно такие оценки представлены в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.

Несмотря на то, что законопроект находится на самой ранней стадии своего рассмотрения, и заложенные в нем изменения налоговой системы пока что являются лишь предложениями по налоговой реформе, вряд ли стоит сомневаться, что текущие параметры этой реформы существенно изменятся или вовсе не будут приняты Госдумой. Можно заметить, что обычно все законопроекты, относящиеся к бюджетно-налоговой сфере и направляемые в парламент Правительством России, становятся впоследствии законами.

Владимир Громов – к.э.н., с.н.с. лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС

Пятница, 29.06.2018